Бомбы, взрывавшиеся в Гуанси-Чжуанском автономном районе были заложены в посылках. Часть бомб, судя по всему, были взорваны при помощи дистанционного управления. Среди объектов, затронутых взрывами – больница, городские рынки, торговый центр, автобусная станция, тюрьма и общежитие для чиновников.
Власти сообщили о задержании подозреваемого в рассылке посылок с бомбами – это 33-летний рабочий Вэй Иньон. При этом министерство общественной безопасности КНР сообщило, что в терроризме подозреваемый не обвиняется, а дело о взрывах расследуется как уголовное.
– В принципе, в КНР по терроризму официально известны только два региона – Тибетский автономный район и Синьцзян-Уйгурский автономный район, – комментирует «МК» известный российский востоковед Алексей МАСЛОВ. – Но в реальности взрывоопасными являются и другие регионы, о которых китайцы не очень любят говорить. Это Гуанси-Чжуанский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район и провинция Юннань. Проблема в том, что по сути это были долгое время окраинные районы: Китай расширялся и эти районы были присоединены последними. Поэтому китаизации этих районов до конца не произошло. И как следствие потенциальный терроризм носит не конкретно мусульманский характер, как среди уйгуров – это по сути протестное движение, связанное с несколькими факторами. Во-первых, это постоянно обсуждаемый тезис (по крайней мере, в Гуанси-Чжуанском районе) о излишней «китаизации» – например, о вытеснении местных жителей (чжуаней в том числе – а этом самое большое нацменьшинство в Китае [по данным на 2000 г. их численность превышала 16 млн. человек]) из всех сфер деятельности, в том числе из экономической. Во-вторых, вопросы, связанные с тем, что слишком много инвестиций поступают в центральный бюджет и не оседают на местах. И третий момент – всегда присутствующая на уровне массового сознания идея отделения, которая не имеет четкой окраски. Проблема заключается и в том, что в принципе культурный уровень этих регионов не очень высокий. Речь идет о сепаратизме маргинальных элементов, которые не могут получить работы или живут за чертой бедности прежде всего за счет отсутствия навыков, что не связано с ущемлением нацменьшинств. Китай пытается урегулировать эту проблему путем максимального вливания денег (в т.ч. в Гуанси-Чжуанский АР), выделения дополнительных стипендий для студентов (чжуаны могут поступать практически в любой китайский университет на льготных условиях и им выделяются отдельные квоты). Есть особо льготные условия по налогообложению в этих регионах и т.д. В целом в ряде районов (например, во Внутренней Монголии) заметно улучшилась ситуация. Конечно, взрывы в Гуанси-Чжуанском районе – это уголовное преступление. Но имеющее очень глубокие корни, связанные с неокончательной китаизацией региона.