Найти сам лагерь труда не составило. В 10 утра вся обочина близлежащей к нему территории уже заставлена большими пронумерованными автобусами, на которых планируется эвакуировать детей, и легковыми машинами — на них, очевидно, прибыли родители школьников. К слову, легковушки сотрудники лагеря требуют убрать с обочины — на место продолжают съезжаться остальные автобусы.
— Вот, Дмитрий Владимирович, — к директору подходит один из сотрудников лагеря и протягивает ему бумажку с номером машины. — Надо по громкоговорителю попросить хозяина убрать автомобиль, он занимает место под автобус.
— Сколько автобусов уже прибыло? — интересуется у помощника директор.
— Сейчас схожу, все пересчитаю. И можем начинать потихоньку детей в них сажать, — отвечает тот.
Неподалеку от входа дежурит реанимационная машина «скорой помощи». Хотя в лагере не осталось пострадавших детей — таковы правила. Еще одна «карета» расположилась на территории лагеря. Такое впечатление, что «Дом юного туриста» попал в зону боевых действий и всех срочно эвакуируют.
Лагерь выглядит как-то сиротливо, но паники тоже нет: ребята, аккуратно и не очень, укладывают вещи в походные мешки, собирают палатки и начинают неторопливо стекаться к выходу группами. До начала эвакуации остается не больше 10 минут. Несколько школьников побросали рюкзаки на землю и играют в волейбол. Впрочем, грусти от внезапного отъезда никто не скрывает.
— Ну и чего теперь делать? — обращается к другу сидящий на корточках паренек лет 14. — Я эту поездку столько ждал, в городе летом можно с ума сойти. Может, упрошу родителей отправить меня в другое место. Можно же в другой лагерь попасть, не знаешь?
Друг удрученно вздыхает и пожимает плечами. Представитель медицинской службы интересуется у директора лагеря, где взорвался баллон.
— Да вот здесь неподалеку, — кивает на поляну Дмитрий Моргун, — на открытом воздухе. Наш комплекс ведь представляет собой палаточный городок, домиков для детей не предусмотрено, живут они исключительно в палатках. У нас сформированы не строго возрастные группы, вместе живут школьники, например, 12–15 лет. Еду готовят сами, прямо около палаток. Взорвалась небольшая плитка-горелка объемом около 400 граммов. Это было абсолютно новое устройство, раньше не использовалось. Был такой мощный хлопок, он эхом по лагерю прошел. Сотрудники лагеря сразу вызвали «скорую», детей сначала госпитализировали в Дмитровскую горбольницу, потом перевезли в Москву.
— Взрослые рядом находились?
— Да, с детьми рядом был их руководитель группы. Он не пострадал. Сейчас он находится здесь, помогает собраться оставшимся детям. В отношении его тоже будет проведена проверка.
— Он и зажигал горелку?
— Нет, зажег ее один из детей. При этом школьники были тщательно проинструктированы о правилах безопасности. И плитка не сразу взорвалась. Этот ребенок отошел в сторону, а подошли другие дети. И в этот момент прогремел взрыв. У горелки оторвало дно, сейчас ее изъяли следователи. А мы, в свою очередь, забрали у групп все оставшиеся аналоги, хотя законом их использование не запрещено. Сегодня еду уже готовили на кострах.
— Горелки поставлялись какой-то конкретной фирмой?
— Дело в том, что каждый из наших отрядов покупал это устройство самостоятельно. Эту горелку купили родители детей с ведома руководителя группы.
— Всех детей планируется эвакуировать?
— Всех до одного, лагерь фактически закрывается. Надеюсь, что временно, но это не от меня зависит. У нас очень много мероприятий было на это лето запланировано. Вчера, кстати, вечером мы провели последние. Сегодня лагерь опустеет.
— Родители приезжали на место?
— И вчера, и сегодня. Другие звонили. Но мы попытались все же отговорить их от поездки, чтобы не создавать лишнюю суматоху. Будет спокойнее, если дети доберутся группами и на автобусах.
Подходит руководитель группы, в которой и произошло ЧП. Видно, что он очень взволнован и не пришел еще в себя после вчерашнего.
— Я с ними находился в этот момент, — рассказал мужчина. — Я и несколько родителей. Вот прямо на их глазах это и произошло. Но рассказать толком они ничего не могут, говорят только о резкой вспышке. Как было дело: мы разожгли горелку, чтобы сварить кисель. На приличном от нее расстоянии горел небольшой костер. Я подошел проверить, как разгорается пламя, отвернулся и услышал громкий хлопок. Поворачиваюсь, а дети уже на земле лежат. Сразу же позвал на помощь и отогнал от места происшествия других детей.
Эвакуировать школьников планируется посредством больших автобусов. Была идея пустить в ход семь малогабаритных аналогов, по 24–28 мест. Однако выяснилось, что они не оборудованы тахографами, и поэтому в рейс они не будут допущены. Не хватало после взрыва еще и ДТП. Руководству лагеря и так не позавидуешь: Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 238 часть 2 УК («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).
Почему взорвался баллон
Уже известно, что в турпоходе взорвался газовый баллон объемом 450 миллилитров. Как пояснил «МК» консультант-технолог специализированного магазина для туристов, в таком баллоне смешаны три базовых углеводородных газа: 30% пропана, 11% бутана и 56% изобутана. Такие используют туристы и рыбаки, чтобы приготовить пищу на газовых горелках. Они раньше шли из Кореи. Их выпускали там под маркой «Следопыт». Как только поднялся курс доллара и евро, их под этой же маркой стало выпускать одно из предприятий в Новосибирске. Допустимая температура при использовании от -20°С до +35°С. Либо он был долгое время на открытом солнце, и было превышено предельно допустимое давление. Либо было воздействие открытого огня. Вообще непонятно, зачем им потребовалось разжигать костер, если для приготовления пищи они взяли с собой газовый баллон. Вероятно, разведение костра входило в учебную программу. Ребят учат разводить костер с помощью одной или двух спичек. Но при правильных условиях эксплуатации газовые баллоны самопроизвольно не взрываются. Баллоны еще могут перезаправить, хотя это делать категорически запрещено. На это идут, чтобы сэкономить. Есть умельцы, которые берут соответствующие заказы. Для этого они покупают специальные переходники и из большого газового баллона их заправляют. Соответственно, это уже дополнительная нагрузка на стенки металлического сосуда. И уже даже при непродолжительном воздействии солнечных лучей возможен разрыв.
Чем опасен турлагерь
Комментарий инструктора по туризму Андрея НОВИКОВА:
— Я с сожалением предполагаю, что данный случай станет убийственным для детского туризма палаточного типа, хотя именно этот тип отдыха является оптимальным во многих отношениях. Тут и воспитание самостоятельности, и формирование коллективизма, взаимовыручки, и походная романтика, и воспитание у детей патриотизма и любви к Родине. Но для организаторов этот вид детского отдыха, пожалуй, самый сложный. Ведь обеспечить безопасность в походных условиях сложнее, чем в комфортабельных корпусах. Вдобавок несколько лет назад Роспотребнадзор ввел новые нормы для палаточных лагерей, которые просто ставили крест на этом виде отдыха. Например, требования к весу личного снаряжения подростков сделали, в зависимости от возраста, от 2,5 до 4 кг. Может ли быть рюкзак такого веса? Также в подобных лагерях запретили самообслуживание. То есть готовить пищу детям самим нельзя, мыть посуду нельзя и пр. В результате число таких лагерей резко сократилось. Академия детско-юношеского туризма и краеведения боролась за снятие этих ограничений, уже удалось добиться снятия некоторых нереальных СанПиНов. Но вот теперь те, кто предпочитал просто свернуть работу с детьми под прикрытием заботы об их безопасности, получили мощный козырь.
Правила безопасности
1) Палаточный туризм — работа штучная, и в группах в идеале должно быть не более 12 человек, желательно одного возраста, с близкой физической подготовкой.
2) Снаряжение, инвентарь и оборудование должны быть безупречны, это аксиома для тех, кто занимается детским туризмом! А уж тем более оборудование повышенной опасности, такое как газовая горелка и баллон.
3) При походах на самообслуживании у детей должен быть предварительный опыт совместной туристской деятельности. Основными требованиями к участникам являются предварительное обучение и опыт совместных одно-трехдневных походов.
4) Только профессионалы в области туризма, а не просто педагоги и вожатые, способны обеспечить безопасность в таких условиях.
Лечение займет 10–12 дней
Как рассказал «МК», главврач ДГКБ №9 им. Г.Н.Сперанского Анатолий Корсунский, семеро из восьми детей, пострадавших при взрыве горелки, были доставлены в лечебное учреждение практически сразу же после ЧП. У пятерых из них были диагностированы ожоги I–II степени, занимающие 5–6% от площади тела. От взрыва у детей пострадали лица и кисти рук, они были помещены в ожоговое отделение. Двум ребятам повезло меньше — помимо ожогов 10% площади тела II степени (у них также пострадали лица и кисти рук) врачи диагностировали у них ожоговый шок, с которым и поместили пострадавших в отделение реанимации. Однако уже в воскресенье утром дети почувствовали себя лучше — и сейчас медики готовят их к переводу в ожоговое отделение. По словам Корсунского, при успешном лечении ребята смогут отправиться домой уже через 10–12 дней. Впрочем, сами дети чувствуют себя вполне сносно. Например, 15-летняя Таисия охотно позирует друзьям — не целиком, правда, а только забинтованной частью тела (на фото). Тяжелее других состояние 15-летней Полины, доставленной в Люберецкий ожоговый центр, но и ее вчера перевели из реанимации в общую палату.
Комментарий врача-хирурга Юрия ПАНКРАТОВА: «Если учитывать то, что дети получили ожоги, затронувшие около 10% площади кожных покровов, то речь идет о легкой стадии. В этом состоянии человек испытывает сильную жажду, его бьет озноб. Оставшиеся целыми участки кожи сильно бледнеют. Часто присутствуют тошнота и рвота. Но в целом давление у них остается в норме, дыхание тоже не учащено, а вот пульс да, становится учащенным. Что происходит при ожоговом шоке? Сразу оговорюсь — организм такого пострадавшего моментально настраивается на систему самосохранения. То есть его первоочередной задачей становится оставить в целости-сохранности такие важные органы, как сердце, печень, легкие и головной мозг. И хитрый организм начинает усиленно снабжать их кровью, как бы «отключая» при этом питание второстепенных органов. Таких, как почки. Что происходит: сердце начинает биться в усиленном режиме (человек становится возбужденным, начинает быстро двигаться, болтает без умолку), а почки «отключаются», что приводит к образованию отеков. Вот такой парадокс — организм, пытаясь себя спасти, тем временем себя же и губит. И если срочно не вывести человека из состояния ожогового шока, то он независимо от степени ожогов погибнет.