Как ранее писал «МК», на данный момент есть две основные версии аварии: согласно первой, у транспортного средства могло лопнуть колесо. Вторую озвучил сам Хасанов: по словам мужчины, он потерял сознание за рулем и очнулся лишь непосредственно в момент столкновения. «МК» проверил обе версии с помощью водителя автобуса с многолетним стажем Дениса Полякова.
— Лопнуть у колеса может камера, — говорит Поляков, — но в колесах современных автобусов камер нет: там есть только железные диски — и покрышки толщиной под 2 см. Даже если такую покрышку проколоть, она просто будет спускаться, причем очень медленно.
— Что же, по-вашему, могло привести к ДТП?
— Скорее всего, водитель просто заснул за рулем — такие случаи у нас не редкость. Почему так происходит? Все просто — из-за переработок. Обычно шоферы автобусов работают по графику 1/1 или 2/2, причем их смены длятся по 12 часов. На деле, правда, выходит часов 14, если учесть всевозможные пробки и задержки. За такую работу водитель получает в среднем 40–45, редко 50 тысяч рублей. Но эту сумму можно увеличить с помощью переработок — правда, в автобусных парках Москвы они запрещены, но запрет можно обойти. Водителей на маршрут выпускают нарядчицы — именно они решают, сколько времени сегодня будет работать тот или иной шофер. Ей можно заплатить деньги — от 4–5 до 10 тысяч рублей — и тебе поставят переработки, а твоя зарплата вырастет тысяч до 80. А среди водителей автобусов очень много приезжих, которые готовы ради денег работать хоть круглые сутки. Добавьте к этому тот факт, что в кабинах автобусов летом очень жарко, потому как кондиционер машины работает преимущественно на салон. В итоге шофера запросто может разморить.
Единственная жертва ДТП на Новощукинской — 7-летний Валера (имя изменено). Малыш с мамой возвращался домой из поликлиники — об этом рассказали соседи москвички. Автобус буквально подмял мальчика под себя. Малыш скончался до приезда медиков. Валера воспитывался в многодетной семье — всего у Екатерины было четверо детей. Самому младшему — три годика, старший перешел в 5-й класс, а Валера в сентябре должен был сесть за парту.
В числе погибших — 64-летняя Ирина Рыженкова, она забирала 6-летнего внука из детсада.
— Они ждали трамвая, когда на них наехал автобус. Ирина Леонидовна умерла. Ее внук в больнице. У мальчика рана уха, перелом сустава, — рассказали родные.
Сам виновник аварии тоже пострадал и был доставлен в больницу с ушибом бедра.
Комментарии представителей ГУП «Мосгортранс»:
— Мы можем сказать, что автобус вышел на линию в технически исправном состоянии, водитель прошел предрейсовый осмотр, все показатели были в норме. Относительно колес автобусов «ЛиАЗ», составляющих основу нашего парка, — они действительно не имеют камер. Что касается переработок, то по нормам, установленным Минтрансом России, продолжительность смены водителя автобуса не должна превышать 10 часов (по согласованию с представительным органом работников предприятия — 12 часов). Эти правила у нас строго соблюдаются. А переработки если и есть, то их продолжительность у одного водителя не превышает 120 часов в год, как и положено по закону. Непосредственный контроль переработок ведут сотрудники уровня заместителя директора парка или депо.