Предварительные злоключения
Поводом для новой атаки стало резонансное преступление. 22 февраля 2013 года в Анапе был обстрелян автомобиль кошевого атамана Анапского городского казачьего общества Николая Нестеренко. Известный в городе-курорте казак получил ранения, его водитель Виктор Жук — убит. Политической подоплеки в покушении не наблюдалось, тем не менее оперативным сопровождением расследования занялись компетентные органы. Следствие торопилось. Уже 20 марта 2013 года за решетку угодил некто Мирошников, а через шесть дней — его приятель Сапожников, люди с таинственным прошлым, первый — бывший сотрудник спецслужб, второй — бывший спецназовец МВД. Упрямились задержанные недолго, подписав, как утверждает «Новая газета», досудебное соглашение о сотрудничестве. Чего хотели услышать от напарников, стало понятно после задержания предпринимателей Анастаса Тильгерова, Эдуарда Паладьяна, Амара Сулоева, Карника Асланяна, а также помощника председателя Ставропольского краевого суда, кандидата юридических наук Евгения Александровича. Практически все эти граждане имели свой налаженный бизнес, ранее никогда в поле зрения правоохраны не попадали, между собой общались редко, но нередко в своей деятельности контактировали с политиком и бизнесменом Зириновым.
Курорт под арестом
На самом деле с ним знакомы едва ли не все бизнесмены Анапы. И не только. Как писала в свое время газета «Коммерсантъ», предприниматель «…оказывал помощь детским садам, школам, ветеранам, пострадавшим от наводнений жителям региона, а также городскому отделу милиции». А летом 2011 года кандидат экономических наук Зиринов лично продемонстрировал тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву благоустроенный его компанией пляж «Золотая бухта». Впрочем, сотрудников детали не интересовали. Как говорит адвокат Анна Ставицкая, «…у нас имеются протоколы допросов различных лиц, из которых следует, что в апреле 2013-го представители силовых структур явились в городской суд Анапы и потребовали выдать все гражданские дела лиц, хоть как-то связанных с бизнесменом за последние 15 лет. А вскоре администрация города обжаловала уже вынесенные решения по этим делам. Юристы, которые занимаются гражданской частью дела, говорят, что практически все обжалованные решения были оставлены без изменения».
Дальше проблемы возникли с объектами курортной инфраструктуры. Как писал «Коммерсант»: «Следствие по делу о покушении на Николая Нестеренко инициировало арест имущества ряда предприятий в городе-курорте Анапе, подконтрольных, по данным следствия, Сергею Зиринову, средства которых могут использоваться для финансирования криминальной деятельности». Однако адвокат Анна Ставицкая считает, что «часть арестованного имущества не имела к нему никакого отношения. Какие именно «данные» имелись в виду, мы понять не можем. Фигурантами уголовного дела владельцы имущества не стали, но ограничительные меры в отношении их собственности до сих пор остаются в силе».
Досталось и популярному в Анапе аквапарку «Тики-Так», который заинтересовал некого гражданина по фамилии Палий. По данным «Коммерсанта», «…господин Палий склонял представителей семьи Зириновых к передаче ему в общей сложности более 380 млн рублей…». Как уточняет издание, « Виктор Палий был задержан в московском ресторане «Сорбетто» 26 сентября 2013 года при получении 7 млн рублей из требуемых 14 млн рублей от столичного адвоката Александра Дровосекова. Последний являлся представителем собственника анапского аквапарка «Тики-Так» Александра Галциди, который, в свою очередь, доводится тестем депутату Заксобрания Краснодарского края Сергею Зиринову».
Дело и его скоросшиватели
Самого бизнесмена задержали через пару дней после возвращения из Объединенных Арабских Эмиратов, когда он сам отправился в Следственный комитет. Обвинение ему предъявили то же, что и другим фигурантам: по статьям «Убийство», «Бандитизм» и «Незаконный оборот оружия». К тому времени в деле неожиданно появились извлеченные из архива «эпизоды», как, например, дело об убийстве предпринимателя Салмана Набиева в 2004 г. Тем временем доказательства причастности задержанных к покушению на атамана Нестеренко выглядели, на мой взгляд, неубедительно. Как отмечает Андрей Толстых, адвокат задержанного Карника Асланяна, «…В самом деле, трудно всерьез рассматривать результаты биллинга «мобильников» посторонних лиц, разрешение на отслеживание которых было получено еще до совершения преступления. Это очень странно, так как преступление еще не совершено, а правоохранители заранее знают, что надо получить биллинг определенных телефонов».
Прочие «улики» тоже вызывали вопросы. Газета «Коммерсантъ» отмечала, что «…По утверждению Анны Ставицкой, в целом в деле есть обстоятельства, вызывающие сомнения в достоверности собранных следствием доказательств. «Дело в значительной степени строится на показаниях Сапожникова и Мирошникова,— считает адвокат.— Изучая их, можно увидеть, как они меняются, подстраиваясь к новым данным следствия».
Как получались эти «новые данные», можно представить по документам, один из котроых цитирует «Комсомольская правда»: «…В ходе предварительного расследования на протяжении нескольких месяцев в отношении меня осуществлялись пытки и другие недозволенные методы следствия, — писал Эдуард Паладьян в своем обращении к следователю. — А именно: применялось физическое насилие, оказывалось моральное и психологическое давление с целью получить от меня признательные показания. Меня убеждали — жаловаться бесполезно и лучше признать то, в чем меня обвиняют, и подписать то, что мне предлагают для подписи. В противном случае живым я отсюда не выйду».
Тайна следствия
По словам Александра Первачева, адвоката Амара Сулоева, перечень нарушений в «деле» занимает 15 листов. «Есть в этом списке и совсем вопиющие эпизоды, считает адвокат Первачев. — Так, у некоторых задержанных после обыска исчезли материальные ценности, которые были возвращены только после громкого скандала. Речь при этом идет о весьма дорогостоящем имуществе. К примеру, родственники Сулоева долго искали автомобиль «Ауди» и часы «Тиффани». Машина и часы потом «нашлись». Тем не менее сторона защиты полна решимости раскрыть эти сомнительные «тайны». Уголовное дело в ближайшее время будет рассмотрено Северо-Кавказским окружным военном судом, который расположен в Ростове-на-Дону, где находятся лица, проводившие оперативные мероприятия в отношении Сулоева и других фигурантов расследования. А значит, адвокаты задержанных смогут встретиться с ними на судебном заседании, подняв вопрос о методах ведения следствия и проблемах сохранности материальных ценностей.