МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

На затонувшем "Дальнем Востоке" для иностранцев не было жилетов

При этом не исключается, что 70 иностранцев находились на борту затонувшего траулера нелегально

Из 132 человек, которые находились на борту затонувшего в Охотском море судна, 70 — нелегальные рабочие, для которых не были предусмотрены даже спасательные жилеты, заявил председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов.

Фото: mchs.gov.ru

На борту затонувшего в Охотском море траулера "Дальний Восток» должно было находиться 62 человека — именно на такое количество людей был рассчитан запас воды и спасательных средств на судне, заявил "Коммерсантъ FM" председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов. Однако на самом деле в момент катастрофы на судне были 132 моряка, в том числе, помимо россиян, 42 гражданина Мьянмы, 9 граждан Украины, 5 граждан Вануату и 3 жителя Латвии. Из них погибли 56 человек, еще 13 пока считаются пропавшими без вести. Таким образом, на потерпевшем крушение траулере было вдвое меньше спасательных жилетов, чем людей на борту.

При этом, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский сообщил, что судно вышло из Владивостока без иностранцев на борту. "Схема найма иностранцев на российские суда давно известна. Судно под флагом РФ выходит из российского порта только с российским экипажем на борту. По пути следования в открытом море на борт подсаживаются иностранцы, которые фактически находятся здесь на положении рабов. Они не имеют ни страховок, ни достойной оплаты, ни права голоса", - отмечает Суханов.

Читайте материал: Минобороны об аварии траулера и подлодки в Охотском море: выдумка

Он выразил уверенность, что трагедия "Дальнего Востока" - "сигнал для правительств и международного профсоюзного сообщества, что пришло время покончить с практикой незаконного найма иностранцев на суда под флагом РФ, а работодателей-нарушителей - преследовать по закону": "Найм иностранцев на отечественные суда должен происходить под четким контролем ФМС РФ и морских профсоюзов. Так, по нашему мнению, изначально судовладелец обязан заключить коллективный договор с морским профсоюзом и только на этом основании получить лицензию, разрешающую задействовать в работах иностранцев".

При этом он напомнил, что российский профсоюз моряков уже неоднократно поднимал проблему незаконного найма иностранных граждан на суда под российским флагом. В частности, после произошедшей в 2013 году трагедии с судном «Шанс 101» - тогда на нем якобы в качестве наблюдателей находились индонезийцы, многие из которых погибли. «По следам того несчастного случая была проделана огромная работа при участии коллег из Индонезийского профсоюза моряков (KPI) и индонезийских чиновников. К счастью, катастроф с индонезийцами, больше не повторялось», – сказал глава профсоюза моряков.

Большой автономный траулер морозильного типа "Дальний Восток" затонул в ночь на 2 апреля в акватории Охотского моря в 330 км западнее поселка Крутогоровский (Камчатский край) и в 250 км южнее Магадана. По предварительным данным, на борту судна находились 56 пассажиров и 76 членов экипажа. Из них погибли 56 человек, 117 подняты из воды, остается неизвестной судьба 13 рыбаков. Состояние спасенных оценивается как тяжелое — все они получили сильное переохлаждение из-за того, что длительное время пробыли в холодной воде, температура которой не превышает нуля градусов.

По факту произошедшего возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Следствие рассматривает более 10 причин крушения траулера. "Предварительные причины сейчас рассматриваются все, их больше 10. Работает комплексная комиссия и только после официального расследования дела будет выдано официальное заключение", - заявил глава МЧС России Владимир Пучков. Он также рассказал о ходе спасательной операции. "Мы сейчас авиацией планируем провести эвакуацию в оперативном режиме, и по жизненным показаниям организуем комплексную медицинскую помощь. Приоритет нашей работы - проведение спасательной операции. Сейчас работают более 1600 человек, 32 судна, авиация и другая необходимая техника, - сообщил министр, добавив, что совместно с МИД осуществляются необходимые процедуры в отношении пострадавших и погибших граждан иностранных государств, в том числе Украины. - По выплатам компенсаций пострадавшим: каждая семья получит необходимую помощь и поддержку в установленном порядке. Сейчас мы отдельно рассматриваем работу со страховыми компаниями, в которых они застрахованы. Кроме того, будет оказана помощь и поддержка из бюджетов субъектов РФ в установленном порядке".

"На данный момент наиболее вероятной причиной стремительного затопления судна следствие считает возможное столкновение с препятствием, из-за которого произошло повреждение корпуса в районе машинного отделения", — сообщалось ранее на сайте Следственного комитета России, где также отмечалось, что судно затонуло в течение 15 минут. В то же время главный редактор издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко подверг сомнению версию СКР о причинах гибели траулера — по его мнению, стремительность гибели "Дальнего Востока" исключает версию столкновения с препятствием, которую СКР назвал наиболее вероятной.  "На мой взгляд, трагедия произошла, потому что у судна была нарушена остойчивость в результате каких-то действий экипажа, - пояснил он "МК". - Возможно, произошла ошибка экипажа. Кто-то мог производить в машинном отделении перекачку топлива, балластных вод, и в это же время производилась выборка трала. И вот эта выборка и вызвала опрокидывание судна. Если бы все-таки произошла пробоина, то такое судно, как "Дальний Восток", не потеряло бы мгновенно остойчивость. Вспомните "Титаник". Он тонул несколько часов. Если бы подобная ситуация произошла с «Дальним Востоком», то моряки успели бы подать сигнал бедствия, спустить шлюпки — часа два у них было бы в запасе. Но их счет шел на минуты. Только потеря остойчивости могла спровоцировать молниеносную трагедию. Суда типа "Дальний Восток"надежны и рассчитаны для работы в экстремальных условиях, и так легко он не мог опрокинуться из-за столкновения. К тому же столкновение с препятствием может привести к гибели судов, в которых есть большие помещения, например, паромов, а затонувший траулер разбит на множество отсеков".

При этом эксперта удивило количество спасенных людей: "Для такого страшного крушения это большое количество. Рядом с траулером находились другие суда, которые подбирали людей. Как они успели их спасти — не понимаю. Ведь человек в такой холодной воде, около нуля градусов, может находиться не более 5–10 минут. Спустя это время он покойник. Есть целая шкала выживаемости человека в воде при определенной температуре".

По словам же замглавы Росрыболовства Василия Соколова, причиной крушения траулера мог стать человеческий фактор. "БАТМ [большой автономный морозильный траулер] очень хорошо себя зарекомендовал, в принципе, погодные условия не были какими-то катастрофическими (...) Рыбака очень сложно удержать, человеческий фактор играет очень большую роль в рыбной ловле. У рыбака есть азарт, если идет рыбалка, конечно, ему сложно бывает остановиться, и если он что-то там не досмотрел, это может привести к катастрофическим последствиям, что, собственно говоря, наверное, и произошло", — цитирует его РИА Новости. Ранее чиновник опроверг предположение ГУ МЧС России по Камчатскому краю о том, что судно затонуло из-за перегруза.

Соколов также рассказал, что "Дальний Восток" не был застрахован. "Имелась только обязательная страховка только на весь экипаж и на случай разлива нефти", — пояснил он, добавив, что отсутствие страховки связано со сложными отношениями между судовладельцами и российскими страховыми компаниями, и что, как правило, получить страховые компенсации в случае повреждения кораблей крайне сложно. При этом, как пояснил представитель Росрыболовства, отсутствие страховки судна не является основанием для запрета на выход в море - обязательная страховка предусмотрена лишь для членов экипажа.

После чего врио губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко заявил, что траулер перевернулся из-за отсутствия балласта. "У них были пустые баки, в них не был закачан балласт. На борт был принят трал порядка 80 тонн, что и послужило толчком к нарушению остойчивости судна - она была нулевая, отрицательная. Далее пошло переворачивание, и в течение получаса судно затонуло", - сказал он в эфире телеканала "Россия 24".

Капитаном "Дальнего Востока" был 48-летний Александр Притоцкий - его называют одним из лучших капитанов на Дальнем Востоке и одним из рекордсменов по объемам улова. По предварительным данным, он и его старший помощник погибли. По словам спасенных членов экипажа, часть моряков, которых не удалось обнаружить, могла остаться в трюмах судна.

Корабли класса БАТМ представляют собой рыболовецкие суда, оснащенные морозильными установками для хранения больших объемов выловленой рыбы, а также оборудованием для ее первичной переработки Экипаж такого траулера обычно составляет 80−130 человек. Судна подобного типа составляли основу океанского рыболовецкого флота СССР и социалистических стран. Что касается, "Дальнего Востока", то он был построен по проекту 1288 (строительный номер 581) Черноморским ССЗ в Николаеве в 1989 году. Наибольшее водоизмещение траулера составляет 5720 тонн. Траулер имеет ледовый класс Л2, позволяющий ему самостоятельно работать в разреженном льду неарктических морей. В общей сложности по данному проекту с 1974 по 2011 год было построено 113 судов этого типа. "Судно такого типа и года постройки, прошедшее модернизацию морозильного оборудования, оценивается на рынке не менее, чем в 30 млн долларов", - сообщил ТАСС источник в рыбопромышленных кругах.

Стоит отметить, что крушение "Дальнего Востока" стало самой крупной морской трагедией в России с декабря 2011 года — тогда во время буксировки к Сахалину перевернулась и затонула буровая платформа "Кольская", в результате чего погибли 53 из 67 находившихся на ней человек.

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах