МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

При пожаре в Новодевичьем монастыре могли погибнуть уникальные росписи

Тепловые пушки по-прежнему в числе возможных виновников ЧП

Март в Москве — месяц пожаров. И не абы где, а в зданиях, прославивших нашу столицу на весь мир. Так повелось с XIX века: в 1853 году, 11 марта огонь уничтожил Большой театр, оставив лишь стены. Так продолжилось в веке XXI: 14 марта 2004 года сгорел Манеж. И вчерашнее ночное ЧП в Новодевичьем монастыре вполне укладывалось в эту грустную традицию.

Фото: Кирилл Искольдский

Информацию о пожаре в Новодевичьем монастыре столичные пожарные получили в 22:40 — огонь полыхал на строительных лесах в верхней части 72-метровой колокольни. Пламя стремительно распространялось по деревянным настилам, а сильный ветер разносил кругом горящие угли. Из-за этого вскоре загорелись расположенные неподалеку бытовки (в одной из них было 4 газовых баллона), одноэтажный медпункт и просвирня. Когда в 22:45 огнеборцы прибыли на место ЧП, общая площадь пожара составляла около 300 кв. метров. В тушении участвовали 90 человек и 29 единиц техники; колокольню Новодевичьего монастыря одновременно заливали водой из 6 пожарных рукавов. В результате около часа ночи пожар был полностью потушен, а представители Минкультуры сразу же поспешили заявить, что памятнику нанесен незначительный ущерб.

Последствия пожара на колокольне Новодевичьего монастыря

Смотрите фотогалерею по теме

- Я не вижу причин для такого оптимизма чиновников, – говорит Константин Михайлов, координатор общественного движения «Архнадзор», - даже невооруженным глазом видно, что купол колокольни сильно деформирован. Судя по отзывам очевидцев, с ее верхней части сыпались кирпичи; непонятно, в каком состоянии колокола и деревянные перекрытия, на которые они крепятся. Ансамбль Новодевичьего монастыря — это памятник всемирного наследия ЮНЕСКО, и говорить о том, что он почти не пострадал от такого сильного пожара — как минимум весьма самонадеянно.

Одна из главных версий ЧП, по мнению большинства специалистов — это нарушение техники безопасности во время проведения в Новодевичьем монастыре реставрационных работ. Их с сентября 2014 года вела питерская компания, на счету которой такие крупные проекты, как реставрация столичных Триумфальных ворот, Мавзолея и Средних торговых рядов на Красной площади.

- В воскресенье утром, примерно с 9 до 11 часов, двое наших сотрудников вели работы по золочению подзоров (архитектурных украшений), - сообщили «МК» в компании, - при этом ни электричества, ни сварки, ни открытого огня они не использовали. Затем, когда работы закончились, наш дежурный электрик полностью обесточил временные электросети, и сотрудники фирмы каждые два часа следили за состоянием колокольни; ничего подозрительного они не наблюдали. Поэтому пожар стал для нас полной неожиданностью — но, по нашим данным, ущерб памятнику нанесен незначительный, выгорели, в основном, строительные леса. Колокольня, к сожалению, все же пострадала: деформировались и повреждены крест, купол и его каркас с восточной стороны, а также обгорели балки подвеса колоколов.

По словам Александра Попова, архитектора и реставратора деревянных храмов, не исключено, что пожар в монастыре могли спровоцировать нарушения при проведении золочения колокольни.

- Золочение — это длительная и трудоемкая процедура, - говорит Попов, - проводится она двумя способами: или обрабатываемый купол полностью скрывают специальным навесом, либо скрывают по очереди каждый из его участков. Очень важно, чтобы при золочении поддерживалась комнатная температура, была определенная влажность и не было ветра. Купол сначала покрывают особым лаком - «морданом», а потом аккуратно, слой за слоем, покрывают его листками тончайшего золота — размером примерно 10 на 10 см. Это очень аккуратная и деликатная работа. После золочения куполу нужно дать время на то, чтобы высохнуть — но этот процесс, конечно, можно и как-то ускорить.

Любопытно, что источники в экстренных службах сразу после начала пожара озвучили версию о том, что возгорание могли спровоцировать установленные на строительных лесах тепловые пушки. Они действуют по принципу фена, выпуская воздух очень высокой температуры — около 100 градусов. В работе с тепловой пушкой нужно следить за тем, чтобы она не находилась на расстоянии ближе одного метра к высушиваемой поверхности. Возможно, рабочие на колокольне Новодевичьего монастыря решили самовольно использовать пушки для того, чтобы поскорее высушить нанесенную на купол позолоту — и это решение стало роковым. В пользу этой версии говорит и тот факт, что пылать колокольня начала именно в своей верхней части — ближе к куполу.

- Конечно, «мордан», как и любой другой лак — вещество горючее, - говорит Александр Попов, - и при неправильном обращении он вполне может воспламениться. Такой вариант развития событий кажется мне куда более вероятным, чем внезапное возгорание строительных лесов (ряд специалистов ранее озвучивал эту версию — авт.). Они — не дрова, делаются из влажной древесины, которая очень плохо горит. А сейчас весна, и воздух тоже влажный. Поэтому загореться они могли либо из-за целенаправленного поджога, либо воспламенились уже тогда, когда пожар на колокольне бушевал вовсю.

Выяснить, кто ответит за повреждение одного из главных монастырей России, в ближайшее время предстоит следствию. В компании уже поспешили заявить, что ликвидация последствий пожара займет 10-12 дней, а восстановление креста и купола с повторным золочением — от 2 до 2,5 месяцев. И все работы по реставрации Новодевичьего монастыря будут завершены к сентябрю 2015 года, как и прописано в госконтракте.

***

Огненная катастрофа, накрывшая воскресным вечером колокольню Новодевичьего монастыря, заставила вспомнить о существовании «потайного» сокровища, которое находится в одном из помещений звонницы и о котором мало кто знает. Еще несколько лет назад реставраторы, обследовавшие колокольню при подготовке проекта ее реставрации, нашли в заброшенной каморке на втором ярусе несколько картин-росписей, сделанных известным советским художником. Теперь по вине случившегося пожара этим уникальным артефактам, возможно, грозит окончательная гибель.

Об этой тайне, которую долгие десятилетия хранила колокольня Новодевичьего, корреспонденту «МК» довелось узнать от одного из архитекторов-реставраторов.

– На втором ярусе монастырской звонницы вплоть до нашествия армии Наполеона в 1812 году был небольшой храм. Справа от него, в толще стены мы обнаружили крошечное помещение размером 1,5х3 метра – без окон, абсолютно темное. И стены там покрыты почти сплошным ковром росписей. Но это не церковная живопись, а вполне «светские» картины: морской пейзаж, людские фигуры, ваза с букетом цветов... За поворотом стены открылась надпись: «Здесь жил и работал над тайнами реальности... Р. Семашкевич 9.07.1934».

Имя мастера не входит в топ-десятку советских художников, но скорее всего лишь потому, что Роману Семашкевичу судьба отпустила лишь очень короткий срок жизни и творчества. Родился в 1900-м, закончил Высший художественно-технический институт в 1930 году, а уже 7 лет спустя «чрезвычайная тройка» приговорила к расстрелу «за антисоветскую агитацию». Как могли оказаться работы Семашкевича на стенах убогой комнатушки в Новодевичьем монастыре? – Известно, что молодого живописца опекал его куда более маститый и известный коллега – художник Владимир Татлин, который оборудовал мастерскую в одном из зданий закрытого Новодевичьего монастыря. Вероятно именно благодаря Татлину Семашкевич тоже получил пристанище для «работы над тайнами реальности» в той же бывшей монастырской обители.

По воспоминаниям жены Семашкевича, его преследовала хроническая нехватка денег (Роман Матвеевич, не умея торговаться, продавал свои картины за бесценок). Не имея возможности купить холст, художник порой писал картины на чем попало – даже на полотенцах, кухонных клеенках. Видимо, одной из замен холсту стали стены маленькой комнатки на колокольне.

Реставраторы нашли там 4 картины-росписи. Живописный слой нанесен прямо на побелку, и потому многие фрагменты утрачены. За прошедшее с тех пор время никаких мер по сохранению фресок Семашкевича сделано не было, (корреспондент «МК» и пытался заинтересовать этой находкой специалистов Третьяковки, однако реальных действий с их стороны не последовало). Случившийся на колокольне пожар может стать губительным для этих артефактов. Хотя пламя сюда не дошло, однако в результате активной проливки конструкций, которую пришлось проводить пожарным, поверхность внутренних стен и сводов может отсыреть, а в итоге все чудом сохранившиеся еще «потайные» творения художника Семашкевича неминуемо погибнут.

Узнавайте первыми о происшествиях: подпишитесь на канал «Срочные новости» в Telegram.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах