Напомним, самолет компании «AirAsia» А-320-200, выполнявший рейс из Индонезии в Сингапур, исчез с экранов радаров 28 декабря. Перед этим пилот запрашивал у диспетчера разрешение на изменение маршрута в 06.17 по местному времени (02.17 мск). На борту лайнера находились 155 пассажиров, а также 7 членов экипажа. Позже выяснилось, что самолет потерпел крушение через 40 минут после вылета в районе острова Калимантан. Сразу же российские спасатели заявили о своей готовности прийти на помощь индонезийцам. Им предстояло оказать содействие в эвакуации тел погибших и фрагментов самолета — его крупные обломки были обнаружены на глубине 30 метров в Яванском море. Но основной задачей для наших спасателей стало определение местонахождения бортовых самописцев аэробуса и их подъем на поверхность.
Как рассказал руководитель оперативной группы МЧС России, главный военный эксперт ведомства Эдуард Чижиков, сводный отряд спасателей МЧС общей численностью более 70 человек прибыл в Индонезию 2 января. С собой спасатели привезли все необходимое водолазное оборудование и уникальный подводный телеуправляемый аппарат «Фалькон».
По словам Чижикова, за время участия спасателей МЧС России в международной операции по поиску разбившегося лайнера была проведена огромная работа как на воде и под водой, так и в воздухе. Самолетом Бе-200 МЧС России обследовано более 2,3 тыс. кв. км акватории, обнаружено 117 объектов, предположительно обломков самолета, координаты которых переданы в международный штаб проведения поисковой операции. Группой спасателей МЧС России с морского судна «CrestOnyx» визуально обследовано 140 кв. км акватории, с помощью телеуправляемого подводного аппарата «Фалькона» — 3,1 тыс. кв. м морского дна. Кроме того, водолазы-спасатели МЧС России осуществили 10 спусков, обследовав 400 кв. м дна Яванского моря.
Как пояснили в МЧС, все поисково-спасательные работы проводились в сложнейших погодных условиях — это и волнение моря, и проливные дожди. Авиации МЧС России пришлось работать практически в безориентирном пространстве.
В результате хвостовая часть аэробуса была поднята на палубу «CrestOnyx» судна.
Между тем, 11 января власти Индонезии подтвердили, что «черный ящик» разбившегося самолета обнаружен. «Водолазы отыскали «черный ящик» «AirAsia», — сообщило министерство транспорта Индонезии. — Однако извлечь его пока не удалось из-за мешающих обломков основной части самолета».