Около 8 часов вечера соседка семьи Телевиновых с 9-го этажа услышала тревожный стук: кто-то отчаянно молотил по железной двери и дергал ручку замка. Когда женщина открыла дверь, на пороге стояла Нина Тюркина — вся в крови.
— У нее были порезаны шея, подбородок и щека, кровь хлестала, а Нина пыталась ее остановить полой рубашки, — рассказывает соседка Валентина Ивановна. — Я усадила Нину на стул, а она все это время причитала: «Он убил деточек, он убил маму…»
Валентина Ивановна побежала в ванную, схватила первое попавшееся полотенце, приложила к ране и тут же начала звонить в полицию и «скорую». До спецслужб она не могла дозвониться минут 15 — в трубке раздавался монотонный голос оператора: «Вам ответят через несколько минут». Нина все это время сидела в коридоре, прижимала полотенце к окровавленной шее и сбивчиво рассказывала об ужасных событиях этого вечера:
— Он встретил меня с работы, попросил купить сигарет. Пока мы шли к дому, Игорь все время говорил: «Знаешь, как в раю хорошо! Дети и мама уже там, а ты хочешь в рай?..»
Еще ни о чем не догадываясь, Нина открыла дверь, бросила взгляд на кухню — и увидела ноги своей свекрови. Она обернулась к мужу, а тот уже стоял с ножом.
— Нина смогла вырваться и побежала наверх, Игорь погнался за ней. Она пробежала три этажа, стучалась во все двери, но никто ей не открыл: у нас в подъезде часто алкоголики собираются, поэтому вечером люди боятся открывать незнакомым людям. А у нас дверь в «предбаннике» не запирается, Нина об этом знала, поэтому и побежала к нам, — рассказывает соседка.
Тем более что семьи дружили: старший сын Нины Саша и внучка Валентины Ивановны учились в одном классе — в 3 «А» 902-й школы.
— Мы с его матерью, Марией Константиновной, часто вместе отводили внуков в школу. Сама Нина целыми днями работала в парикмахерской, поэтому свекровь приходила к ним каждый день помочь по хозяйству, — рассказывает женщина. — И в тот день она забрала младшую внучку Анечку из школы — девочка занималась там в подготовительной группе. А когда вошла в квартиру к сыну с внучкой, тот уже поджидал их с ножом…
Минут через 15 соседке удалось дозвониться до полиции и «скорой помощи». Врачи были в подъезде уже через пару минут.
— Бригада «скорой помощи» оказала Нине первую помощь, а потом еще некоторое время находилась с ней у меня в квартире. Сказали, что полиция ловит Игоря, который все это время бегал по подъезду, — говорит Валентина Ивановна.
Еще одна соседка, которая живет вместе с семьей на одном этаже, рассказывает, что около восьми часов вечера услышала жуткие крики на лестничной площадке. Она посмотрела в глазок и увидела, что около лифта на корточках сидит мужчина.
— Он кричал: «Что ты сделал?! Ты же мать убил и своих детей!» — вспоминает женщина. — Теперь я поняла, что это был брат Игоря. Видимо, Нина позвонила ему от соседки, и он тут же прибежал — живет неподалеку.
По словам женщины, в это время Игорь находился в подъезде, был слышен его голос. Он кричал: «Продай квартиру, отдай всё на похороны, ну, или сам решай, что делать с деньгами!» Женщина тут же ринулась звонить в полицию, но сотрудники уже были в подъезде.
«МК» удалось поговорить с лучшей подругой семьи — Еленой.
— Елена, как давно знаете эту семью?
— Уже более 20 лет мы с Ниной — женой Игоря — очень дружим. Игорь всегда был не от мира сего: замкнутый, нелюдимый. Было время, когда он трудился — собирал кухни под заказ, но в общей сложности 13 лет не работал. Нина тянула семью на себе. Игорь говорил, что он весь больной, страдает сильными головными болями, избыточным весом. Говорил: ну куда я пойду работать?..
— Нина его пыталась лечить?
— Да. Возила его по разным больницам. Сначала кто-то из врачей сказал, что головные боли у него из-за того, что заложен нос. Нина взяла кредит, оплатила дорогостоящую операцию по пластике носа, но проблема не исчезла. В этом году он вдобавок ко всему прочему сломал ногу в квартире — как-то упал неудачно. Врачи сказали, что это артроз. Несмотря на лечение, Игорь передвигался все равно с трудом. Кстати, в больнице врач и сказал, что у него с психикой не в порядке, и рекомендовал обследоваться по этому поводу. Вроде бы медик подозревал шизофрению. Но Игорь отказался от лечения. Мы еще думали, как бы его в клинику положить. Нина пыталась ему оформить инвалидность из-за проблем с костями — но группу не давали.
— Чем он занимался дома?
— Он сидел в своей комнате целыми днями — там у него был свой мир. Нина с детьми жила в другой комнате. Игорь читал много религиозной литературы. С детьми ей не помогал вообще. Третьеклассник Саша один ходил из школы домой, дочку Аню из детсада забирала 64-летняя свекровь Мария Константиновна — она живет неподалеку, на Липецкой улице. Нина называла ее мамой, у них были очень хорошие отношения. Я ей говорила: гони его в шею, лучше без мужика жить, чем с таким. Но она отвечала, что ей жалко свекровь, она с сыном не справится. Кстати, пожилая женщина в последнее время стала просто бояться Игоря — она не один раз говорила Нине об этом.
— А как он к детям относился?
— Он их вообще не замечал. Только заставлял молиться и не разрешал смотреть телевизор. Они ходили ко мне, чтобы посмотреть мультики. Дети его побаивались, но он их не обижал. Я предупреждала Нину, что все это ненормально, Игорь неадекватен, но она лишь разводила руками. Он ее измучил. Как-то сказал, что хочет похудеть, — она ему готовила специальную еду. А она ведь еще и на работу ходила — Нина трудится парикмахером. В последние два месяца он только пил воду и ел хлеб. Говорил, что все мы грешники. Еще сказал, что слышит голоса и ему надо к экзорцисту. Нина повезла его в монастырь под Рязанью. Но лучше не стало. Кстати, это был не первый раз, когда он ездил в церковь. Некоторое время назад отдал мне всю свою библиотеку с фантастической литературой, сказал, что ему ничего не надо, это все от лукавого.
— Он в секте состоял?
— Нет. Игорь сторонился людей и никуда из квартиры не выходил. Может, в Интернете где-то общался? Хотя вряд ли.
— В тот день вы кого-то из них видели?
— Только Нину, когда все уже случилось. У нее были просто стеклянные глаза. Судя по всему, сначала Игорь зарезал Сашу, который пришел из школы после пятого урока. В 18.15 Мария Константиновна забрала Аню из детского сада и привела ее домой. Он напал и на них. После этого закрыл квартиру и пошел встречать Нину с работы. Он это сделал первый раз в жизни! Когда Нина зашла и увидела все это, она остолбенела. Он полоснул ее ножом по шее, она чудом выскользнула из жилища и побежала вверх по лестнице с криками о помощи. Она стукнула мне в дверь, но я не успела подойти. Открыла ей соседка с девятого этажа. Сейчас Нина в реанимации, она потеряла много крови. Мы все знали о ее непростой жизни, жалели ее. Хотим теперь открыть счет, чтобы неравнодушные люди перечислили ей деньги. Она ведь из-за Игоря погрязла в кредитах — за ней числится более 400 тысяч рублей. А родственников у Нины, кроме племянницы, вообще нет.
«МК» удалось переговорить с племянницей Марией. Она работает в той же парикмахерской, что и Нина.
— Игорь угробил нам всю жизнь, — плачет Мария. — До рождения Саши он сильно пил и избивал нашу бабушку и Нину. Потом вдруг резко прекратил. Два года назад он увлекся религией. Почему? Неизвестно. Видимо, оттого, что не работал. Днями играл в приставку, читал какие-то странные книги про рай… Последние полгода был неадекватным. Я зашла к ним в гости в воскресенье вечером — Игорь позвал меня в коридор и предложил погадать по руке, сколько у меня детей будет. В понедельник Нина рассказывала, что Игорь, когда я уже ушла от них, сказал: «За Машей есть ангел-хранитель, а за нами и детьми — нет. Я бы очень хотел, чтобы наши дети болели раком, — тогда бы он у них был».
Мы нашли страничку Телевинова на одном из интернет-сайтов. Она практически пуста — только огромное количество видеороликов с записями молитв и проповедей: «Вера в Бога», «О Боге Троице», «О свойствах Божьих»… Все их Игорь просматривал огромное количество раз. А потом взялся за нож.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Отец Александр Добродеев:
— Ни в одной из религий не сказано, что верующий человек, каких бы строгих аскетических подвигов он ни придерживался, имеет право кого-то зарезать (кого он сам считает грешниками). Так что в этом случае налицо психическое помешательство, и к настоящей вере это никакого отношения не имеет. Но привести к нему могло то, что Телевинов влез в те сферы, в которые просто так, без соблюдения техники безопасности, без подготовки, влезать нельзя.
Этот товарищ сам решил сидеть на хлебе и воде, читать какие-то молитвы. Он не просил на то ни разрешения, ни даже просто совета у батюшки (а ведь церковь как раз для того и предназначена, чтобы помочь людям правильно себя вести в духовной жизни). Он решил все сделать сам. Первое слово, которое сказал сатана, когда отошел от Бога: «Я сам». И в поведении Телевинова прослеживается явный демонизм. У него не было мирного духа. Он хотел силой привести людей ко спасению. А ведь вера заключается не в том, чтобы другим навязать, — это будет чистой воды насилие.
Бог наделил человека величайшим из даров — свободы выбора. Вот Телевинов хотел заняться экзорцизмом (изгнанием бесов), но кто ему такое право дал? Никто. Было ли у него на это благословение? Нет. Мало ли кто чем хочет заниматься? Вот если вы сейчас захотите зверей укрощать и зайдете в клетку без подготовки, вас ведь львы сразу сожрут! И не одного, а вместе с теми, кто с вами (что, собственно, и произошло — пострадали близкие).
Мне кажется, пример Телевинова отражает дух нашего времени, когда человек хочет всего и сразу. Когда чисто техническими методами желает обрести святость, не осознавая, что делает и зачем.