Стоит перейти по мосту на левый берег обмелевшей речушки Булак, в старину делившей Казань на русскую и татарскую, как из современного города с салонами мобильной связи, «Макдоналдсом» и казанским Арбатом — улицей Баумана попадаешь в совершенно другой мир. Здесь, в Старо-Татарской слободе, время будто застыло. Среди ветхих, заброшенных домов, в которых 100–200 лет назад жили татарские купцы, ученые и муллы, стоят несколько старых мечетей и медресе. Среди них — мечеть Нурулла, еще ее называют «Сенная мечеть». Здесь когда-то был Сенной базар, а теперь целый квартал занимают лавки и магазинчики, в которых торгуют продуктами халяль, мусульманской литературой и атрибутикой, хиджабами и платьями для никаха (мусульманское бракосочетание. — Авт.) Во время пятничного намаза здесь обычно бывает много людей. Не стала исключением и минувшая пятница, хотя в городе и шептались об обысках, прошедших накануне ночью сразу в десятке городских мечетей.
Меня предупреждали, что публика в мечети Нурулла собирается специфическая. Вот идет мужчина: пышная борода, усов нет, подвернутые штанины. Так обычно выглядят приверженцы «чистого ислама», они же салафиты или ваххабиты — кому как больше нравится. Этих бородачей не смущали даже двое молоденьких полицейских, наблюдавших за происходящим у мечети из старенькой «девятки». Вообще Старо-Татарская слобода сейчас считается местом опасным. Вечером на улицах много смуглых людей: коренное население, не выдержав трудных бытовых условий, в основном разъехалось, а в обветшалые дома вселились приезжие, по большей части из Узбекистана. Так что внимание правоохранительных органов вполне объяснимо. Не исключено, что оно связано и с личностью имама Сенной мечети: Габдула Галиуллин — первый муфтий Татарстана, противник нынешнего муфтия Ильдуса Файзова, на которого 19 июля было совершено покушение. Впрочем, как оказалось, недоброжелателей Ильдус-хазрат имел немало.
Ваххабитский общак
Татарский богослов муфтий Фарид Салман хорошо знает, как после падения советской власти происходило в Татарстане «возрождение ислама». «Я еще в 1992 году пытался обратить внимание властей на деятельность на нашей территории саудовских фондов, объяснял опасность ваххабизма, — Салман понимает, о чем говорит: его самого вербовали саудовские эмиссары. — Тогда меня не услышали. Независимое духовное управление Татарстана, которое возглавил Габдула-хазрат Галиуллин, создавалось при финансовой поддержке Саудовской Аравии. С этого момента начинается противостояние между традиционными мусульманами Татарстана и ваххабитами. Саудитам удалось переубедить или перекупить ряд ключевых имамов республики. Красноречивый факт: первый свой визит новый муфтий совершил в посольство Саудовской Аравии в Москве! Именно саудиты курировали, финансировали и направляли процесс раскола в среде российского мусульманского духовенства. Летние лагеря для детей, обучение в идеологическом центре ваххабизма — университете имама аль-Ваххаба в Эр-Рияде. Шла мощная промывка мозгов. С начала 90-х у нас выросло поколение, которое практически является ваххабитами».
Так в Татарстане реализовывался «саудовский сценарий», который уже был отработан в Македонии, Хорватии, Боснии и некоторых других странах Восточной Европы. Имамы, не подконтрольные фундаменталистам, объявлялись «людьми коммунистической системы», агентами КГБ.
Возглавивший ДУМ (Духовное управление мусульман) Татарстана в 1998 году Гусман Исхаков, говорят, довольно быстро «попал под обаяние арабских денег» и откровенно покровительствовал салафитам. «Он принялся вытеснять тех, кто был настроен антиваххабитски, — рассказывает Фарид Салман. — При нем сотни бородатых имамов-ваххабитов получили все преференции, и именно они сейчас возглавляют сопротивление новому муфтию».
«После того как здесь были запрещены исламские фонды, контакты Гусмана Исхакова с арабскими спонсорами происходили во время его заграничных поездок, — рассказывает историк Дамир Исхаков, в прошлом один из создателей Татарского общественного центра. — В эти же годы начинается массовое возвращение в республику молодых людей, которые учились в университетах Ближнего Востока на арабские деньги. Муфтий охотно трудоустраивал их в мечети».
Кстати, по крайней мере трое задержанных входят в ближний круг Гусмана Исхакова: это бывший руководитель отдела ДУМ по связям с силовыми структурами Марат Кудакаев, председатель совета директоров компании «Идель-Хадж» Рустем Гатауллин и глава организации «Вакф» Мурат Галеев. Последний планировал создать в Татарстане «альтернативный муфтият», неподконтрольный Ильдусу Файзову.
Исхаков был вынужден уйти в отставку после того, как в Нурлатском районе республики была уничтожена вооруженная группа исламистов. После отставки он уехал в Кувейт и стал там советником заместителя министра по делам религии. Кувейтские фонды, кстати, занимались в Татарстане ваххабизацией населения не менее активно, чем саудовские. Поговаривают, что семья Исхакова владеет солидной недвижимостью в регионе Персидского залива. В пятницу его видели на похоронах Валиуллы Якупова.
Битва за Кул Шариф
Пришедший в 2011 году на смену Исхакову муфтий Ильдус Файзов начал серьезную зачистку местного духовенства от сторонников радикального ислама. При этом главным мозговым центром борьбы с ваххабизмом был его заместитель, начальник учебного отдела ДУМ Валиулла Якупов. Кое-кто считает, что новый муфтий действовал слишком жестко и прямолинейно, что и привело к конфронтации.
«В наших условиях такая жесткая политика не всегда оправданна, — считает Дамир Исхаков. — Вместо борьбы с идеями салафитов ставку сделали на административное давление. Многие имамы потеряли свои места. Сегодня существует большой сегмент недовольных политикой муфтия».
Ныне арестованный бывший сотрудник ДУМ Марат Кудакаев как раз был уволен во время такой «чистки».
Глубина раскола местной мусульманской уммы стала очевидной в апреле этого года, когда муфтий попытался отправить в отставку имама соборной мечети Кул Шариф Рамиля Юнусова. На следующий день после известия об отставке Юнусова в Казанском кремле в мечети собрались сотни возмущенных мусульман. Среди них хорошо были заметны бородатые салафиты, приехавшие из всех районов республики.
«Юнусов — человек с обширными саудовскими связями, — рассказывает политолог Раис Сулейманов. — Поэтому муфтий Ильдус Файзов решил произвести ротацию кадров и посчитал, что во главе главной мечети республики должен стоять главный имам — то есть он сам. Однако единомышленники Юнусова свезли со всех уголков Татарстана около полутора тысяч фанатиков, которые угрожали устроить в центре Казани площадь Тахрир. Власти испугались (дело было как раз между федеральными парламентскими и президентскими выборами). Юнусов остался на своем месте».
Говорят, что протестующих свозили в Казань из регионов организованно, а руководил процессом один из ныне арестованных по подозрению в покушении на муфтия — Айрат Шакиров по прозвищу Шейх Умар.
«Это только начало»
Ваххабиты считают, что все должны стать такими, как они, объясняли мне татарские богословы. С точки зрения ваххабитской морали дозволено пролить кровь «неверного», которого невозможно переубедить словами. Сначала они уничтожают «неправильных» мусульман, потом примутся за другие конфессии. Цель — захват власти, сначала духовной, а потом и светской. Халифат на Волге, исламское государство, где все живут по законам шариата. Некоторые чиновники, депутаты уже находятся под салафитским влиянием. Об этом говорил и покойный Валиулла-хазрат, который считал, что часть татарстанской элиты помогает ваххабитам.
Валиулла Якупов для исламских экстремистов был даже более серьезным врагом, чем муфтий. Потому что идейную борьбу с ними вел в большей степени он. Кстати, он в свое время пережил увлечение идеями «чистого ислама» — и салафиты ненавидели его вдвойне: он для них был «перерожденцем».
«Боюсь, что эти события могут иметь продолжение, — говорит Фарид Салман, — что это начало новой фазы и события будут развиваться по дагестанскому сценарию».
Помимо переселенцев из Узбекистана, среди которых много приверженцев «Хизбут Тахрир», в последние полтора года в Поволжье активно переселяются бывшие члены НВФ с Северного Кавказа. «Это сотни людей, — рассказывает Раис Сулейманов. — Они женятся на местных татарках, а на работу устраиваются в ЧОПы, где имеют доступ к оружию. Активно участвуют в общинной жизни мечетей, формируют собственные джамааты, где проповедуют ваххабизм. Часть татарской молодежи под их влиянием едет на Северный Кавказ и набирается опыта в лесах под руководством тамошних боевиков. Затем возвращается, чтобы строить халифат у себя на родине — в Поволжье».
Казань.