Показательно, что и сам скандал вряд ли бы всплыл, если бы не ситуация в Казани, — ведь преступления были совершены кемеровскими полицейскими еще в прошлом году, но о них ходили лишь слухи на региональном уровне, местное полицейское руководство явно не желало выносить сор из избы.
Так, убийство 25-летнего Артема Каберова в Анжеро-Судженске, о котором стало известно не так давно, произошло 5 декабря 2011 года. Вечером парня забрали в полицейский участок якобы для того, чтобы выяснить, причастен он к краже сотовых телефонов или нет. Дело в том, что у Артема были две погашенные судимости — за мошенничество и кражу. Уверенный в своей правоте, Артем спокойно сел в полицейскую машину. А 7 декабря девушке Артема позвонил неизвестный и сообщил, что Артема нет в живых. Родственники и подруга нашли Артема уже в морге, куда его привезли с трассы. Тогда им сообщили, что Артема сбила машина. И даже начали расследование дела о ДТП...
Однако довольно быстро выяснилось, что никакого ДТП не было. Как оказалось, полицейские по дороге в отделение пытались получить от Артема признание в краже сотового и параллельно с допросом отмечали день рождения одного из коллег. Но выбить показания по-быстрому не удалось. Тогда они продолжили экзекуции в гараже. И поручили незаконный допрос с пристрастием знакомому охраннику. Пыток Артем не выдержал — его замучили до смерти. Чтобы скрыть преступление, полицейские вывезли тело убитого на трассу.
Следствие легко вышло на двух изуверов — на майора полиции Павла Власенко и капитана Дмитрия Андронова. Из органов офицеров уволили и предъявили обвинения в превышении должностных полномочий с применением насилия. Их 30-летнего знакомого (того самого охранника) будут судить за убийство.
Другой случай убийства кемеровскими полицейскими всплыл только в апреле. Оказалось, что в сентябре прошлого года 31-летний мужчина скончался при невыясненных обстоятельствах в отделе внутренних дел «Новобайдаевский» Новокузнецка. Как рассказала представитель следственного управления СКР по Кемеровской области Надежда Ананьева, о смерти мужчины в отделе полиции стало известно 16 сентября 2011 года, однако расследовать все обстоятельства этого случая было очень сложно. Все сотрудники отдела как под копирку давали похожие объяснения. Мол, мужчину доставили в отдел в качестве свидетеля драки, оставили одного в кабинете буквально на несколько минут, а затем обнаружили его мертвым, якобы повесившимся с помощью собственной куртки. Но экспертиза установила, что смерть свидетеля наступила от асфиксии, вызванной не сдавливанием, а нехваткой кислорода в замкнутом пространстве. Позже выяснилось, что мужчину избивали и пытали с помощью противогаза (так называемая пытка «слоник»). В результате чего он умер, а полицейские согласованно пытались скрыть это преступление и выдвинули версию самоубийства.
В результате расследования были изобличены трое оперуполномоченных и руководитель уголовного розыска отдела «Новобайдаевский». Все они задержаны.
А недавно стала известна и еще одна до сих пор замалчиваемая жуткая история, произошедшая непосредственно в Кемерове. Как оказалось, еще осенью прошлого года местная жительница Шабалина обратилась в СК с жалобой на полицейских, избивавших в течение шести часов ее сыновей в отделении полиции «Заводский» 26 августа 2011 года. В результате «общения» с местной полицией 19-летний Михаил отделался сотрясением головного мозга, а 26-летний Вадим был не только жестоко избит, но и изнасилован.
В распоряжении «МК» оказались документы, в которых описаны зверства полицейских. Так, согласно показаниям подозреваемого Дубровского, 26 августа в помещении отдела полиции «Заводский» его коллега Силантьев «спускал штаны с потерпевшего Шабалина В.В. и засовывал самодельный деревянный жезл ГИБДД в анальное отверстие последнего». Еще один участник пыток, Павловский, использовал Михаила Шабалина в качестве боксерской груши — он «...надевал боксерские перчатки красного цвета, после чего наносил Шабалину М. ... удары в область расположения почек, по животу, по ребрам».
В результате пыток прямо из отделения Шабалины были доставлены в одну из кемеровских больниц. Вадим, поступивший с травматическим разрывом прямой кишки и перитонитом, был экстренно прооперирован. Кстати, мучивший его полицейский Силантьев, еще некоторое время ходил на службу, а потом подался в бега.
Как сообщили «МК» в пресс-службе СУ СКР по Кемеровской области, расследование всех остальных уголовных дел продолжается:
— В связи с тем, что дела очень сложные, возможно, срок их расследования будет продлен. Когда дела будут переданы в суд, неизвестно. Однако мы очень внимательно следим за происходящим и будем информировать общественность о любом повороте.
На фоне этих страшных событий особенно цинично прозвучала речь начальника ГУ МВД по Кемеровской области Александра Елина. Он назвал задержанных полицейских предателями, которые «подорвали авторитет всех органов внутренних дел Кузбасса, перечеркнули все положительное, что было сделано полицейскими Кемеровской области». При этом забыл упомянуть о себе, ведь, согласно новому закону «О полиции», ответственность за неправомерные действия своих подчиненных несет непосредственно их начальник.
Пламенная речь генерала, видимо, произвела впечатление на руководство МВД. Иначе как объяснить, что Рашид Нургалиев отстранил Елина от работы только тогда, когда очередное ЧП произошло уже во время проверки московских инспекторов — оперативник уголовного розыска отдела полиции «Новый Городок» города Белова Андрей Печеркин убил сожителя своей сестры.
На данный момент сохраняется статус-кво: генерал Елин отстранен от должности, но — и это поразительно — имеет шансы продолжить трудовую деятельность в органах МВД. «МК» будет внимательно следить за развитием ситуации.