— До проведения ситуационной экспертизы, которая восстановит ход событий вечера 7 апреля и роль каждого из участников, рано квалифицировать действия предпринимателя, — сказала в понедельник руководитель СУ СК РФ по Тульской области Татьяна Сергеева. — Варианты квалификации могут быть различны: убийство в состоянии аффекта, действия в пределах необходимой обороны, превышение необходимой обороны и умышленное убийство. Характер ножевых ранений, от которых скончались трое нападавших, а это были удары кухонным ножом в спину, позволяют сомневаться в действиях в рамках самообороны.
Напомним, что вечером 7 апреля 2012 года четверо вооруженных преступников ворвались в дом 52-летнего предпринимателя, проживающего в поселке Октябрьский Богородицкого района Тульской области. В момент нападения в доме находились восемь человек: он сам, его супруга, дочь, невестка и четверо детей — 6-летняя девочка, два 3-летних мальчика и семимесячный младенец. Преступники согнали всю семью в одну комнату, стали избивать женщин и требовать ценности. Грабители были вооружены битой, ножом и пистолетом. Предприниматель вырвался на кухню, схватил нож и зарезал троих нападавших. Четвертый с места происшествия скрылся. Глава семейства Гагик Саркисян сейчас находится в больнице, его серьезно избили, опросить его в данный момент нет возможности. Его и членов его семьи взяли под охрану.
Как пояснил «МК» адвокат Алексей Паршин, специализирующийся на делах о самообороне, мужчине вряд ли грозит «превышение»:
— Типичный случай самообороны. Во-первых, нападавшие ворвались в частный дом, во-вторых, они были серьезно вооружены. В-третьих, нападавшие угрожали убить детей, избили главу семьи и женщин. Кроме всего прочего, инцидент произошел поздно вечером. И опять же имеет значение уголовное прошлое нападавших — насколько известно, двое были ранее судимы. Все эти факты, естественно, в пользу мужчины, защищавшего свою семью. Конечно, бывают спорные случаи, когда нет свидетелей, обстоятельства дела неясны и т.д. Здесь, по-моему, очевидно: была самооборона. Что касается уголовного дела, то его обязаны возбудить, так как есть трупы. Впоследствии его должны переквалифицировать.
А как у них?
В конце февраля во Флориде был убит чернокожий 17-летний Трэйвон Мартин. Его застрелил патрульный-доброволец Джордж Циммерман, который увидел подозрительного и агрессивно выглядевшего, на его взгляд, парня. Трэйвон был одет в толстовку с капюшоном и держал что-то в руках (как оказалось позже, упаковку конфет и бутылку чая). Циммерман приблизился к Мартину, а тот бросился бежать. Циммерман догнал парнишку, завязалась потасовка. И патрульный открыл огонь — по его словам, в целях самообороны, так как чернокожий ударил его в голову. Полиция приняла версию Циммермана — и ему удалось избежать ареста. Обвинений ему также не предъявили, так как его действия соответствовали действующему во Флориде и некоторых других штатах закону о защите собственной территории (Stand-Your-Ground Act), который позволяет убить человека, если тот представляет опасность для жизни и имущества законопослушного гражданина или попытался проникнуть на его частную территорию.