Ксения работала в страховой компании. Алексей — менеджер дорожно-строительной фирмы. А начинали оба в институте космической техники ГКНПЦ имени Хруничева, куда устроились, получив высшее образование (Ксения — выпускница Плехановской академии, Алексей закончил МАИ). В «Хруничеве», кстати, много лет трудится отец Полякова.
Вопреки первоначальной информации, Поляковы-старшие заболели еще 31 декабря. Их стало тошнить, самочувствие ухудшалось с каждым днем. Глава семейства подумал, что виной всему напряженный график работы, и не придал случившемуся никакого значения. Ксения же ссылалась на токсикоз: она на третьем месяце беременности.
Как рассказали «МК» в правоохранительных органах, тревогу Поляковы забили 7 января. В этот день Ксения и Алексей с детьми отправились праздновать Рождество на дачу к другу во Владимирскую область. Здесь во второй половине дня стало плохо младшей дочери, Ане, — после сна девочку вырвало. Между тем и Ксения, и Алексей чувствовали себя нормально. Алексей даже парился в бане с приятелем. В тот же день Поляковы уехали в Москву — Ксения, как обычно, села за руль и повела машину. Когда у девочек поднялась температура, Ксения не спешила вызывать врачей, а советовалась со своей мамой, дерматологом по профессии. Женщины предполагали, что у детей инфекция. Возможно, Ксения пыталась поднять их на ноги гомеопатическими средствами: еще до болезни она несколько раз водила детей к гомеопату.
Но лечение не действовало. 17 января Алексей и дети сдали анализы в местной поликлинике. Поляковым посоветовали срочно лечь в больницу. А 19 января детям стало совсем плохо — у 7-летней Лизы и 5-летней Ани пропала речь, у взрослых началась потеря ориентации. В 13.37 девочек доставили в инфекционное отделение Тушинской больницы. Пять дней врачи боролись за их жизнь, но спасти так и не смогли. Официальный диагноз — «экзогенная интоксикация вследствие употребления веществ, имитирующих пищевые продукты». Алексея сначала отвезли в 4-ю горбольницу, потом его в коматозном состоянии перевезли в НИИ им. Склифосовского. Ксении вскоре стало лучше, и ее отпустили из больницы проводить детей в последний путь. Состояние плода также не вызывает опасений.
«Пока мы грешим на соли тяжелых металлов, которые в первую очередь воздействуют на мозг, — говорят специалисты. — Но в больнице все вещества вымываются из организма детоксикационными растворами. А пострадавшие пролежали в больнице 5 дней».
Сейчас Ксения полагает, что семья могла отравиться копченым палтусом, который прислали друзья с Севера. Кстати, женщина грешит и на неприятный запах в квартире, появившийся несколько месяцев назад. Сначала Полякова думала, что виной всему ремонт у соседей, а после ЧП не исключила, что в жилище присутствуют какие-то яды.
— Леша с Ксенией — очень доброжелательные люди, хорошие наши друзья, мы на них всегда могли положиться, — рассказывают знакомые Поляковых. — Они поженились рано, очень хотели детей, но долго не получалось. Куда только они не обращались, по каким врачам не ходили! Стали посещать храмы, монастыри, постоянно путешествовали по святым местам. И знаете, ведь вера в Бога помогла им. Ксения наконец-то забеременела Лизой. После рождения дочери она решила: «В семье должно быть много детей. Буду рожать, сколько Бог пошлет». Вскоре на свет появилась вторая дочка. Дети для них были смыслом жизни. Ксения устраивала им потрясающие праздники, родители возили девочек за границу — пару лет назад они посетили Египет всей семьей и там тоже путешествовали по святым местам. Конечно, Поляковы своих детей тоже приобщили к вере — часто водили их в церковь, дружно соблюдали все религиозные посты. И в материальном плане у них ситуация заметно улучшилась в последнее время. Поэтому, когда мы услышали об этой трагедии, невольно проскользнула мысль: их отравили из зависти.
Иную версию высказала еще одна подруга семьи.
— Надо обязательно проверить, откуда были доставлены рыбные консервы, которые стояли на столе у Поляковых. Если продукт произведен в Японии, может, это как-то связано с катастрофой на АЭС? Вроде, говорят, у них были приятели из Японии, которые присылали им подобные деликатесы.
А КАК У НИХ
В начале апреля прошлого года впервые после аварии на «Фукусиме» специалисты обнаружили в одном из видов рыбы повышенное содержание радиоактивного цезия. Население призвали не употреблять эту рыбу в пищу. Несколько позже появились сообщения о том, что содержание радиоактивных изотопов цезия в мальках рыбы песчанки, выловленной у побережья префектуры Фукусима, в 25 раз превышает предельно допустимое значение. В апреле 2011 г. Россельхознадзор ввел запрет на поставку рыбы и морепродуктов с 242 японских предприятий. В прошлом году появлялись сообщения о том, что несколько десятков ликвидаторов аварии на атомной электростанции получили пищевое отравление, поев морской пищи — правда, похоже, это не было связано с радиоактивным заражением продуктов.
«МК» проверил вместе со специалистами все возможные версии.
1) Рыбные консервы.
Возможно, что причиной трагедии стал ботулизм. Вообще, споры ботулизма могут развиваться в абсолютно любых консервах в случае недостаточной термической обработки банок и продукта и нарушения микробиологических показателей на производстве. По словам замдиректора НИИ консервной и овощесушильной промышленности Эдуарда Горенькова, больше всего ботулизму подвержены мясные и рыбные (особенно в томате) консервы. Понять, есть в консервах палочки ботулизма или нет, по внешнему виду банки невозможно. Продукт, кроме того, не меняет свои вкусовые качества, из-за чего и случаются отравления.
2) Рыба, выловленная в северных морях.
В первых числах января семья употребляла в пищу копченый палтус, привезенный с Севера. И якобы рыба могла накопить вредные вещества и пропиталась ими, что в свою очередь вызвало отравление. По словам инфекционистов, отравление человека через рыбу невозможно. Рыба действительно накапливает некоторые вещества, но человек, употребляя ее в пищу, накапливает их постепенно. Здесь же налицо острое отравление.
3) Яды, попавшие в пищу.
Некоторые полагают, что в еду могли попасть тяжелые металлы. Больше всего в этом случае подходит таллий. Симптоматика при отравлении им такова: тошнота, рвота, боли в животе, повреждение нервной системы. Впрочем, по симптоматике подходят и карбофосы — фосфорорганические соединения, они могут вызвать галлюцинации. Правда, токсикологи считают эту версию маловероятной.
КСТАТИ
В марте 1995 года старший лаборант Медакадемии им. Сеченова Екатерина Лисичкина отравила таллием своего бывшего мужа и всю его семью! Она жила с ними в одной квартире и подсыпала яд в кастрюлю с супом, солонку, шампунь и даже в собачью миску. Жертвами Екатерины стали 5 человек, в том числе две девочки и неродившийся ребенок — новая супруга бывшего мужа была беременна.
4) Вода.
Семья Поляковых, по некоторым данным, пила воду из подземных источников. По слухам, Алексей набирал воду где-то в районе Бутова. Возможно, туда попали опасные вещества. Но друзья семьи уверяют, что Поляковы пользовались покупной бутилированной водой.
Как сообщили «МК» в Юго-Западном окружном следственном управлении СК по Москве, уголовное дело в связи со смертью девочек возбуждено по статье 109 (причинение смерти по неосторожности). Уже взяты замеры воздуха в доме, из холодильника извлечено все, что ели Поляковы в последние недели перед смертью. Это рыбные консервы, красная икра... Кроме того, по данным «МК», незадолго до Нового года Ксения и Алексей покупали закуску (китайскую спаржу) на стихийном рынке у станции метро «Улица Горчакова». Там сейчас тоже проверяют торговцев. Сложность заключается в том, что, кроме Поляковых, никто не отравился. А значит, яд был только в их квартире.