Причиной катастрофы МАК назвал “непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете”.
Но это было и без комиссии понятно. Главное — объяснено, почему так себя повел экипаж. По заключению комиссии способствующими катастрофе факторами явились:
— Неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира ВС (воздушного судна. — Д.П.) при выполнении захода на посадку, выразившееся в подчинении деятельности командира ВС штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления ВС на конечном этапе аварийного полета.
— Выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения.
— Неоправдавшиеся прогноз погоды с 18.00 20.06.2011 до 03.00 21.06.2011 и прогноз на посадку с 19.00 до 21.00 20.06.2011 по высоте нижней границы облаков, видимости и опасному явлению погоды — туману, а также несоответствие переданных экипажу за 30 и за 10 минут до посадки данных о погоде на аэродроме Петрозаводска фактической погоде.
Также комиссия указала и на неиспользование экипажем показаний приборов для комплексного контроля положения ВС на предпосадочной прямой.
Тут даже комментировать нечего. Штурман навеселе указывает командиру, куда лететь, а второй пилот вообще выполняет роль статиста.
Сразу после катастрофы, когда еще ничего не было ясно, в головах верхнего эшелона власти возникла идея: надо запретить Ту-134 и вообще все старые самолеты.
Сразу после катастрофы Як-42 под Ярославлем возникла аналогичная идея: давайте запретим Як-42!
Боинг-747 совершил свой первый полет в 1969 году и начал эксплуатироваться в 1970-м. За это время в результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 50 самолетов. Среди причин были отказы и загорания двигателей, сбои других систем, проблемы с шасси. Один вообще развалился в воздухе из-за износа. Были и ошибки экипажа.
Но Боинг-747 летает до сих пор. Его не запретили. А ведь в происшествиях с ним погибли 3732 человека.
Никто не сравнивает эти три самолета. Хотя Ту-134 начал эксплуатироваться всего на три года раньше, а Як-42 — на десять лет позже.
Важен подход. Современный Боинг-747 похож на первый самолет этой серии только внешне. Внутри все — по последнему слову техники. Его постоянно модернизируют. Их авиапром — работает.
Наш авиапром угробили “эффективные менеджеры”. И теперь, вместо того чтобы возрождать отечественное авиастроение, предлагается закупать западные самолеты.
Конечно, это выгодно. И делать ничего не надо, и откаты жирнее.
И всю систему гражданской авиации гробят такие же управленцы. Исчез контроль за подготовкой летного состава — из училищ приходят летчики-недоучки; сами летчики перерабатывают так, что едва не засыпают за штурвалами, боятся уйти на второй круг или запасной аэродром, потому что последуют санкции за перерасход топлива. Перечислять проблемы можно бесконечно. И все они завязаны в конечном счете на одном — безопасности полетов.
Но авиачиновники совершенно ни при чем. Они, дескать, не могут вмешиваться в коммерческую деятельность авиакомпаний. А кто может? Кто обязан это делать, если коммерческая деятельность направлена только на одно — максимальное извлечение прибыли, а безопасность — дело десятое?
Не самолеты запрещать надо. Потому что когда у нас (не дай бог, конечно) под управлением зеленого от усталости летчика и нетрезвого штурмана грохнется какой-нибудь “Бомбардье”, что запрещать будем?
Себя запретите, наконец, господа чиновники.