КАК ПАДАЛ «ПРОГРЕСС»
Запуск упавшего в алтайской тайге «Прогресса М-12М» был плановым. Его двойник-предшественник «11М» отстыковался от МКС 22 августа и до 1 сентября будет выполнять роль изучаемого объекта в научном эксперименте «Радар-Прогресс». Спустя 4 дня на его место должен был пристыковаться грузовик-сменщик. Среди прочего он должен был привезти 746 кг гептила — топлива для маневренных двигателей космической станции.
Однако этого так и не произошло. Ровно в 17.00 24 августа информагентства успели сообщить об успешном пуске с космодрома Байконур, однако уже спустя пять минут стало понятно, что с ракетой-носителем «Союз-У» что-то не в порядке, и на расчетную орбиту «Прогресс» не вышел. Как позже сообщили представители Роскосмоса, приблизительно на 325-й секунде полета «произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к аварийному ее отключению». К этому времени первые две ступени ракеты уже отделились — работала третья ступень.
Примерно час не было понятно, что конкретно случилось с ракетой и грузовым модулем. Но уже к семи часам вечера по московскому времени стало ясно, что «Прогресс» рухнул на землю где-то в таежном и безлюдном Чойском районе Республики Алтай, в 40 километрах к югу от поселения Бижельбик.
Несмотря на позднее время, оперативные бригады МЧС выехали в предполагаемый район крушения. Первые обломки были обнаружены в районе селения Каракокша, у Телецкого озера и на одной из горных вершин южнее Бижельбика. После чего местным МЧС было принято решение не исследовать обломки самостоятельно, без соответствующих специалистов и средств индивидуальной защиты. Жителям окрестных селений было рекомендовано не приближаться к обломкам «Прогресса».
Однако в то же время появились первые опасения, что на месте падения обломков могли пострадать находящиеся в лесах сборщики орехов (на следующий день все они благополучно вернулись домой). Из-за отдаленности места падения обломков, дождя и темного времени суток ситуация стала напоминать панику — поступали противоречивые сведения.
Например, около 21.00 появились сообщения, что в Чойском районе Алтая объявлен режим чрезвычайной ситуации, а в соседних мобилизована полиция. Однако уже следующим утром заместитель председателя правительства республики Юрий Антарадонов заявил, что ЧС не объявлялась, а полиция использовалась только для того, чтобы попытаться перекрыть доступ в лес в районе падения обломков. Уже тогда стало ясно, что это территория площадью примерно 100 на 100 километров.
Тем же утром представители МЧС республики сообщали, что обследовать зону падения с вертолета не представляется возможным из-за низкой облачности и проливного дождя. Только во второй половине дня погода наладилась, и вертолет вылетел в зону поиска.
Реакция официальных органов власти на неудачный запуск «Прогресса» последовала только на следующий день после крушения. Около 9 утра появились сообщения о приостановке пусков ракет-носителей «Союз» в связи с произошедшей аварией. К обеду стало известно, что Генпрокуратура РФ проведет проверку на космодроме Байконур. Тогда же приступила к работе созданная Роскосмосом комиссия по расследованию причин аварийного пуска под руководством академика Анатолия Кортеева.
ПОСТРАДАЛИ ЛИ ЛЮДИ?
Местные власти предупреждают людей о повышенной опасности в районе падения «Прогресса». «Люди оповещены, что заходить в лес категорически запрещено, — сообщили „МК“ в администрации Чемальского района республики. — Нельзя прикасаться к подозрительным предметам. Нельзя выгонять домашний скот. Нельзя уходить в лес по грибы-ягоды. Сообщения об этом разосланы по всем населенным пунктам». Падение ракеты слышали абсолютно все жители района. Очевидцы говорят, что раскат грома был сильнейший. «Кое-где даже гудели горы».
В соседнем Чойском районе особое внимание было приковано к специалистам крупнейшего районного предприятия «Каракокша лес». Директор компании Юрий Гигель поведал «МК», что лесорубы в четверг на работу не выходили, однако уже в пятницу снова пойдут в лес. Опасность не пугает отважных лесников. При этом даже жители столицы республики, Горно-Алтайска, обратили внимание на скачок радиоактивности. «Ужас какой-то! Еще иду утром, взглянул на табло радиации: 15 микрорентген показывает. Обычно фиксирует 11–12», — пишет на местном форуме один из пользователей.
Эффективность принятых властями мер вызывает сомнение. «Да, мы видели объявления о том, что в лес ходить нельзя. Понятно, что дело серьезное, — говорит продавщица Лена в продуктовом магазине поселка Каракокша. — Но как быть с теми, кто уже в лесу? Кто ушел на многодневную охоту, рыбалку? В тайге связи нет, мобильные телефоны сеть не ловят. Люди до сих пор остаются в неведении!»
Уже сейчас турбазы, кемпинги несут убытки. «Всех отдыхающих с нашей базы эвакуировали, усадьбу оцепили, — поведала „МК“ директор турбазы „Русская Кузя“ Светлана Тимофеевна. — Наши рабочие были на улице в момент падения ракеты. Они говорят, что видели огромный огненный шар в воздухе. Потом был слышен сильный взрыв. Это произошло в 17 километрах от нашего комплекса. Ступени космических кораблей в нашей местности часто падают. Мы говорим друг другу, что стали закаленные, как тараканы».
А вот в больнице поселка Каракокша в четверг был невиданный наплыв посетителей. «К нам сегодня 8 человек обратились. У всех головные боли, першение и привкус металла в горле. Все связывают это с падением ракеты, — рассказала „МК“ медсестра Светлана. — Я и сама чувствую себя весь день очень плохо — голова ватная, давление скачет то вверх, то вниз. Думаю, завтра будет хуже». По словам Светланы, много жителей поселка ушли на несколько дней в тайгу за орехами — сейчас как раз их урожай. К четвергу люди домой не вернулись, они продолжают оставаться в неведении. Интересно, что в этот раз алтайцев даже не предупредили о грядущем запуске космического корабля, хотя обычно развешивают объявления, людей оповещают, они корректируют свои планы. «Сейчас нас никто не эвакуирует. Власти сказали, что опасности нет. Многие жители не понимают серьезности ситуации». Интересно, что весной этого года больница Каракокши попала под «оптимизацию»: лишилась стационара и большей части медперсонала. Полноценную медпомощь сельские жители могут получить только в райцентре, до которого — 50 километров по бездорожью.
Кстати, ранее алтайцы поднимали перед Роскосмосом вопрос о выплате компенсаций за постоянное падение в регионе ступеней космических кораблей. По словам Юрия Робертуса, материальный ущерб не выплачивался ни разу. Несколько раз компенсировали моральный вред, если части кораблей падали вблизи домов, огородов. «Чтобы не доводить дело до суда, Роскосмос выделял несколько раз деньги людям. Суммы были абсолютно копеечные: 10–15 тысяч рублей».
Большинство алтайцев к падению частей космических кораблей относятся философски. Они к этому привыкли и пока не понимают, что нынешний случай принципиально серьезнее обычной ситуации. Пользователь горноалтайского форума сообщает: «На стоянках вокруг села Балыкчи обломки кораблей вовсю используют в хозяйстве. Там не только бесформенные куски металла, но и трубки (через них водичку в ручьях набирают), и уголки для таганка удобные. На реке Кыге вообще целиком топливный бак лежит рядом с избушкой охотничьей. Кроме химического заражения — никаких аномалий нет...»
ЧЕМ ОПАСЕН ГЕПТИЛ
Главный вопрос, который волнует многих — насколько опасен гептил, который «Прогресс» вез на орбиту. Несимметричный диметилгидразин, который для краткости называют гептилом, считается высокотоксичным соединением. Его воздействие может привести к образованию раковых опухолей и генетических мутаций. Кроме того, гептил легко воспламеняется, так что хранят и перевозят его в специальных резервуарах под давлением. Как рассказал «МК» один из бывших офицеров, служивший на одном из полигонов на юге России, работать с гептилом разрешается только в специальных защитных костюмах.
— Использовались костюмы химзащиты, малейшая утечка приводит к сильнейшему отравлению, — поделился полковник запаса. — На моей памяти было несколько летальных случаев.
Токсичность гептила, используемого в качестве топлива в ракетах-носителях «Протон», подтолкнула правительство Казахстана при каждом аварийном запуске ракет этого класса с космодрома «Байконур» требовать с российской стороны компенсации в несколько миллионов долларов из-за ущерба для экологии. При этом большая часть топлива в этих авариях сгорала, а ущерб наносили лишь его мизерные остатки.
Экологический вред от падения «Прогресса» еще предстоит оценить. Но директор Алтайского регионального института экологии Юрий Робертус не паникует.
— По сути, сейчас мы только проясняем ситуацию, в районе падения произведены первые облеты. Обследование территории затянется не на один день. Я уверен, что для здоровья населения угрозы нет. Опасность заключается в том, что в районе падения обильная речная система, куда могут попасть вредные части ракеты. Главное, чтобы природных аномалий не было в ближайшие пару дней.
— А как быть с падением на землю 800 килограммов высокотоксичного топлива гептил?
— Еще вопрос: попали они на поверхность или сгорели в атмосфере? Даже если на поверхность попали, то скорее всего гептил рассеялся на очень большой площади.
МУХИ НЕ ДОЛЕТЕЛИ ДО МКС
Грузовик должен был доставить на борт 2670 кг груза: 746 кг топлива для дозаправки баков МКС, 50 кг кислорода, 420 кг питьевой воды и 367 кг оборудования для американского сегмента станции (продукты питания и средства санитарно-гигиенического обеспечения). Были там и свежие фрукты и овощи для космонавтов — зеленые яблоки, лимоны, апельсины, лук и чеснок. Для будущего экипажа, стартующего 22 сентября, в «Прогрессе» находилась закладка продуктов питания (257-килограммовый контейнер), одежда, предметы личной гигиены. В список также вошел комплект для фотоаппаратуры (37 кг) и пр.
— А сколько погребено научного оборудования, — сокрушаются ученые, которые по крупицам собирали средства на осуществление своих научных космических проектов. — Грохнулись мухи-дрозофилы, укладки с бактериями и грибами, дорогостоящая аппаратура для эксперимента «Плазменный кристалл». По самым скептическим прогнозам, многие из научных работ придется прервать. Упал в алтайскую тайгу и комплект предметов для российских членов экипажа (102 кг). Это посылки от родных космонавтов, которые находятся на орбите. Так, очень ждали наши ребята любимые книги, журналы. Несмотря на наличие цифровых аналогов, полистать бумажные издания иногда бывает так приятно! А вот с острыми колбасками, которые по просьбе одного из космонавтов упаковали в посылку его родственники, вышла вообще целая проблема. Служба контроля так и не допустила их к полету, несмотря на настойчивые просьбы семьи, их пришлось выложить.
Во время аварии космического корабля «Прогресс М-12М» сгорело десять картин художника Александра Александровича Шилова, сына известного московского живописца. Эти работы автор готовил полтора года, рассказала «МК» его агент Альбина Кузнецова:
— Была проделана глобальная работа. Ведь нужно было не просто написать красивые родные пейзажи, картины обсуждались вместе с психологами. Они должны были помогать космонавтам снять стресс. Поэтому подбирались краски теплых тонов. Через месяц будет следующий запуск, и мы не знаем, успеем ли подготовить новые работы к полету. Думаю, выберем из старых произведений.
Картины Александра Шилова-младшего не впервые оказываются в межпланетном пространстве. В 2006 году его работы уже парили в невесомости. Так Шилов-младший стал первым в мире «космическим художником». Из чего, кстати, сумел извлечь выгоду на Земле.
— Тогда по возвращении картин была организована выставка, и работы приобрели первые лица государства, а сам Шилов награжден, — уверяет Кузнецова.
Так должно было случиться и сейчас. Картины у Шилова, кстати, недешевые: каждая стоит не меньше 20–30 тысяч евро. И космический пиар только увеличивает цены на них.
ЧТО ГОВОРЯТ В СЕМЬЯХ КОСМОНАВТОВ
Корреспондент «МК» поговорил с отцом космонавта Сергея Волкова Александром Александровичем.
— Конечно, мы очень огорчены случившимся. Не все в полете может идти гладко. Очень жалко приборы для экспериментов. К тому же каждый космонавт с нетерпением ждал посылку из дома. Наш Сергей, увы, так и не дождался смесь сухофруктов, а также конфеты, среди которых его любимая «Коровка». Но паники на борту нет — подобные случаи просчитаны заранее, и нехватки самого необходимого для жизни ребята не ощутят.
СКОЛЬКО СТОИТ КАТАСТРОФА?
«МК» попробовал подсчитать стоимость последних потерь космического ведомства.
Первым провалился в небытие ракета-носитель «Протон-М», вместе с которым в декабре 2010 года затонули в Тихом океане три спутника ГЛОНАСС-М. Следственный комитет тогда обнародовал сумму ущерба равную 4 млрд. рублей. Затем, уже в феврале этого года, пролетел мимо своей орбиты геодезический спутник «Гео-ИК-2», потеря которого, по некоторым данным, составила 1 млрд рублей. Одной из последних жертв Роскосмоса стал спутник «Экспресс-АМ4» — гордость министра связи Игоря Щеголева. Его стоимость, по подсчетам экспертов, оказалась на уровне 7–7,3 млрд. рублей (впрочем, эта сумма может быть и больше — вплоть до 20 млрд. рублей). Инцидент с грузовым кораблем «Прогресс» обошелся российскому бюджету примерно в 1,5 млрд. рублей. Добавим к этому цену за каждую ракету-носитель (2-2,5 млрд. рублей), которые, конечно, в любом случае погибают, но в этих случаях совершенно бессмысленно. На выходе получаем сумму, превышающую 23 млрд. рублей. Плюс под угрозой срыва оказался $760-миллионный контракт, заключенный между нашим космическим ведомством и NASA, по условиям которого Россия обязуется доставлять на МКС новые отечественные и американские экипажи.
Получается, что с декабря 2010 года Роскосмос бессмысленно отстрелял в воздух около 23% собственного бюджета, который в этом году превысил 90 млрд. рублей. С такими показателями той же Америке в скором времени придется обращаться к Китаю, чьи космические услуги будут надежнее и дешевле. Кстати, номинально годовой бюджет NASA — более $18 млрд. — в пять раз больше, чем у Роскосмоса. Но в процентном соотношении к госбюджетам — около 1% — Роскосмос фактически догнал США. А вот используются эти средства явно эффективнее в Штатах, чем в России.
КТО ВИНОВАТ В КРУШЕНИИ
По всему выходило, что причиной падения явилось нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению на 325-й секунде полета. Двигатель ракеты-носителя «Союз-У» собирался в центре Хруничева, а сам носитель — в ЦСКБ «Прогресс». Если двигатель третьей ступени все-таки запустился и проработал 30 секунд, утверждают специалисты, значит, он был в порядке, и причиной тут могут быть неполадки в других частях ракеты-носителя. Возможно, в систему неожиданно перестало поступать топливо. А вообще вариантов может быть несколько. Но, как рассказали нам эксперты, вчера все больше склонялись к тому, что виноват в падении все-таки самарский ЦСКБ «Прогресс».
ЧТО БУДЕТ С ЗАПУСКАМИ?
ЧП с «Прогрессом» не повлияет на обеспечение жизнедеятельности экипажей 28/29 экспедиций Международной космической станции, заверили в Роскосмосе. Продуктов питания и запасов воды должно хватить работающим в настоящее время на станции космонавтам Роскосмоса Андрею Борисенко, Александру Самокутяеву, Сергею Волкову, астронавтам НАСА Рональду Гарану и Майклу Фоссуму, а также астронавту японского космического агентства JAXA Сатоси Фурукаве.
Глава космического ведомства Владимир Поповкин принял решение создать экспертную группу, которая проведет проверку всего хода процесса подготовки ракеты-носителя и космического аппарата. Проверят все — от материалов, которые использовались при их изготовлении, до оценки готовности ракеты к пуску. А что касается отправки в космос следующего грузового корабля, это, возможно, произойдет не в конце октября, а гораздо раньше. ЦСКБ «Прогресс» готово немедленно приступить к подготовке запуска следующей ракеты, если аварийная комиссия решит, что это необходимо.
КАК РЕАГИРУЕТ НАСА?
Руководитель программы МКС в НАСА Майк Саффредини заявил, что экипаж Международной космической станции сможет прожить без доставки грузов до марта следующего года — к этому времени ожидается запуск европейского грузовика ATV-3. По его словам, «с точки зрения логистики ситуация на МКС остается достаточно хорошей».
— У нас очень много еды, воды еще больше... — заявил Саффредини. — Интересно, что, скорее всего, с точки зрения логистики ограничивающим фактором могли бы стать запчасти для обслуживания туалетов.
При этом, по мнению представителя американского космического агентства, авария «Прогресса» может повлиять на запуск корабля «Союз», ожидавшийся в сентябре. А три космонавта, возвращение которых на Землю запланировано на 8 сентября, имеют возможность остаться на станции еще на 40–50 дней, если старт их сменщиков (намеченный на 22 сентября) задержится из-за расследования причин аварии «Прогресса».
КАК ИСКАЛИ ФРАГМЕНТЫ ПОГИБШЕГО ШАТТЛА?
1 февраля 2003 г. погиб американский шаттл «Колумбия». Его обломки оказались рассыпаны по территории нескольких штатов, больше всего — на востоке Техаса.
После гибели «Колумбии» большое количество мелких обломков продолжало оставаться в воздухе, огромное облако из таких фрагментов висело над частью штата Луизиана. Это вынудило федеральную авиационную администрацию запретить полеты в этом районе. Также в Техасе и Луизиане ввели чрезвычайное положение.
В первые же дни после катастрофы были созданы пункты сбора и анализа обломков «Колумбии» на базе ВВС в Барксдейле (Луизиана) и на базе Карсуэлл в Техасе.
Был использован самолет с инфракрасными датчиками, предназначенными для обнаружения токсичных обломков. В поисках приняли участие сотни госслужащих и волонтеров, которые объезжали вероятные места падения фрагментов шаттла на внедорожниках и лошадях. Во время поисковой операции в марте 2003 г. в Техасе упал вертолет Лесной службы США. Погибли 2 человека.
НАСА и правоохранительные органы выпустили предупреждения о том, что к предметам с погибшего корабля опасно даже приближаться, потому что они могут содержать высокотоксичные вещества. (Эксперты отмечали, что вещества, которые содержались в корпусе «челнока», приспособлены для космического пространства и могут представлять очень серьезную угрозу. В частности, указывали на опасность жидкого кислорода из топливной системы шаттла и жидкого азота, которым наполнены его шины, кроме того, во вспомогательных системах шаттла использовался гидразин — очень токсичная бесцветная жидкость.) Вдобавок каждый участок, куда упал хотя бы мельчайший фрагмент «челнока», автоматически приравнивался к месту преступления, где работать могут только сотрудники правоохранительных органов.
Несмотря на это, некоторые американцы начали собирать обломки космического корабля — кто на сувениры, а кто на продажу. Буквально сразу на онлайн-аукционе E-Bay были выставлены фрагменты «Колумбии». Уличенным в попытке присвоить фрагменты космического корабля в качестве сувениров были предъявлены обвинения в краже государственной собственности. Что чревато сроком до 10 лет тюрьмы и штрафом в размере $250 тыс.
В апреле 2003 г. было решено, что остатки «Колумбии» не будут захоронены, а будут предоставляться научным заведениям всего мира для исследований. К этому времени было идентифицировано и занесено в каталог более 2 тыс. обломков «Колумбии», а тысячи других находились в работе.