Справка "МК"
<p>“Вильга” — детище польских авиаконструкторов. Одномоторный “Вильга-35” совершил свой первый полет еще в 1967 году. В СССР легкий аппарат использовался для буксировки планеров, совершения прыжков с парашютом. Списанные “Вильги” стали пользоваться спросом среди авиалюбителей из России и СНГ. Сегодня такой самолет стоит около 19 тыс. долларов.</p>Звонок на пульт дежурного оператора службы спасения поступил около 23.00. “На дорогу упал самолет”, — сообщил гражданин на другом конце провода. Поначалу спасатель решила, что ее разыгрывают, однако все же отправила на место наряд. “Вильгу” обнаружили лежащей на шоссе на собственной крыше. К счастью, после удара о землю воздушное судно не загорелось, а бензобак не взорвался. 42-летний пилот, житель Воронежа Павел Титов, и его 37-летняя спутница из столицы остались живы, однако переломов им избежать не удалось. В тяжелом состоянии их госпитализировали в районную больницу. К слову, когда медики перекладывали Титова на носилки, они почувствовали явный запах алкоголя. Однако пока рано говорить, был ли пилот пьян именно в момент полета — это вскоре установит медэкспертиза.
На место происшествия прибыли сотрудники отдела по расследованию преступлений на водном и воздушном транспорте СК РФ. “Следствию еще предстоит установить причины инцидента”, — сообщил “МК” руководитель ведомства Павел Селиверстов. По одной из версий, на высоте около километра у самолета отказал двигатель, и пилот решил спланировать на шоссе. К слову, вскоре выяснилось, что примерно за час до крушения пилот “Вильги” выходил в эфир и сообщил, что до 22.00 намерен сесть на расположенную в районе взлетно-посадочную полосу. Авиадиспетчер сообщение летчика принял, однако, когда тот в назначенное время не прибыл, передал информацию об этом в надзорные органы. Связаться с самолетом пробовали еще раз, но безуспешно.
Опытные летчики подчеркивают, что “Вильгу” перестали выпускать еще в конце 90-х годов и причиной аварии мог стать банальный износ деталей. “Последний раз видел этот самолет в воздухе лет 30 назад”, — вспоминает один из опрошенных “МК” пилотов. Кроме того, владельцы частных самолетов часто экономят на топливе. Просто идут с канистрой за 95-м бензином на ближайшую АЗС и потом льют его в бак, тогда как самолету для нормального функционирования нужно высокооктановое авиатопливо. Ну и, наконец, нетрезвый пилот банально мог не заметить, что бензобак пуст. Возможно, именно поэтому вслед за ударом о землю не последовал взрыв.
Также следователи выясняют, каким образом “Вильга” перевернулась на крышу. “По предварительной версии, перед касанием самолет задел хвостом линию электропередачи, и поэтому перевернулся”, — прокомментировал Селиверстов. По другой версии, летательный аппарат мог перевернуться уже после посадки, в случае если пилот резко выжал тормоз. Титов мог резко затормозить, чтобы избежать столкновения с автомобилем (правда, пока информация о том, что в момент аварии на шоссе были машины, не подтверждается). В таком случае “Вильга” клюнула бы носом и перевернулась.
“Вообще, чтобы перевернуть этот аппарат, еще нужно постараться, — говорят опытные пилоты. — “Вильгу” можно без проблем посадить хоть на свежеперепаханное поле, хоть на лесную опушку”.
Вскоре выяснилось, что злополучный самолет не зарегистрирован в “Росавиации”. Говоря простыми словами, Титов купил подержанный аппарат с рук (а то и вовсе собрал сам) и, игнорируя прохождение техосмотра и другие обязательные процедуры, начал его эксплуатировать. Формально это нарушение закона, однако привлечь владельца к ответственности будет непросто. Максимум, что может грозить нарушителю, это штраф. Правда, в случае если у его пассажирки будет диагностирован тяжкий вред здоровью и возбудят уголовное дело по статье УК РФ “нарушение правил эксплуатации, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека”, Титову может грозить тюремный срок. Кстати, откуда прибыл летающий объект и кем приходятся друг другу пострадавшие — пока неизвестно. Сам летчик без сознания, а едва пришедшая в себя под вечер вторника женщина разговаривать со следователями пока отказывается.
Комментарий представителя “Росавиации”:
— Процедура получения разрешения на полет и покупки самолета не простая. Будущий летчик должен отучиться в авиашколе, несколько десятков часов налетать под контролем инструкторов и только затем получить удостоверение. Самолет должен регулярно проходить техосмотр, быть приписан к какому-либо аэропорту, храниться в определенных условиях. Перед каждым вылетом летчик обязан проходить медконтроль. Наконец, существует целый ряд правил для самолетов класса “Вильга”. Они могут летать не выше нескольких километров, и только до захода солнца. Строго запрещено летать над населенными пунктами. У нас слишком мягкий подход к нарушителям. Маленькие самолеты приобретают иногда в ужасном состоянии или вообще собирают самостоятельно. В плане посадки он неприхотлив, соответственно, и ангар ему искать не нужно, и регистрировать в аэрогавани.