Поселок Лисий Нос, что в 20 километрах от Санкт-Петербурга, считается элитным: шикарные коттеджи здесь едва ли не на каждой улице. Правда, хозяева этих апартаментов предпочитают отвозить детей на учебу в питерские гимназии, в местной школе же учатся в основном дети из менее состоятельных семей. «Да, детишки у нас могут и покурить за школой, и подраться, но чтобы такое…» — недоумевают мамы, прогуливающиеся с младшими отпрысками на детской площадке.
Все произошло в районе 17.00 28 апреля.
— Несколько несовершеннолетних подростков, среди которых был и пострадавший, встретились на пустыре неподалеку от школы: на этом месте они часто компанией собирались, — поясняет «МК» и. о. помощника руководителя ГСЧ СК РФ по СПБ по взаимодействию со СМИ Юлия Матолыгина. — Там под предлогом наказания за невозврат несуществующего долга подростки совершили насильственные действия сексуального характера, введя черенок лопаты в анальное отверстие пострадавшему. Свои действия подростки снимали на камеру мобильного телефона. Сейчас возбуждено уголовное дело по статье 132 часть 4, ведется следствие.
При этом, как поясняет Матолыгина, каждый из участников этой истории является соучастником преступления.
— Несколько подростков держали мальчика, чтобы тот не вырывался, еще один снимал на мобильный, другой непосредственно совершал сами насильственные действия. В рамках уголовного дела будет дана правовая оценка действиям каждого подростка в отдельности, — говорит Юлия Матолыгина. — Сейчас со всех взяты объяснительные записки, в которых ребята пояснили, что все произошло из-за долга в десять рублей. Правда, на допросе они могут свои показания изменить, поэтому говорить о чем-либо более конкретно пока рано.
«Кроме того что надругались, еще и показали это видео на всю страну…»
— Изверги, нет им прощения, это же надо — так надругаться над мальчиком, так ему жизнь исковеркать! — прабабушка 12-летнего Никиты плачет навзрыд. Уже несколько дней — с того момента, как она узнала о произошедшем от педагогов школы, — 70-летняя пенсионерка сидит на валокордине. Но даже лекарства не помогают пожилой женщине пережить случившееся.
— И ведь хоть бы сказал что мне или маме, — вытирает слезы женщина. — Но нет, молчал. Только в последнее время он стал каким-то замкнутым. Я все время спрашивала: «Никитушка, что с тобой? ««Все нормально, ба», — отвечал мой мальчик. Я верила, думала, что он в школе устал. Ведь он мне никогда не врал, — говорит пенсионерка.
Правнука пожилая женщина воспитывала с самого детства. Отец мальчика умер, а матери, чтобы содержать семью, приходилось работать в Санкт-Петербурге за двоих. Но как только у нее появлялась свободная минута, она тут же приезжала проведать сынишку.
— Я его до пятого класса за ручку в школу водила, следила, чтобы он все уроки делал. Он у меня круглым отличником до шестого класса был, — причитает пенсионерка. — А в начале этого учебного года Никита попросил больше не провожать его в школу, сказал: «Я уже взрослый, стыдно». Я и действительно подумала, что мальчишку нужно приучать к самостоятельности, ведь ни за кем из его друзей так не ходили.
Тогда же, по словам прабабушки, мальчик стал задерживаться после уроков, а с круглого отличника скатился на «четверки» и «тройки».
— Он говорил мне, что играл в теннис за школой со своими новыми друзьями, — вспоминает женщина. — Но он никогда не приходил поздно вечером, поэтому я и не волновалась. А потом вдруг меня и его маму вызывают в школу и показывают это видео. У меня даже ноги подкосились: как же такое могло в голову прийти? Ведь они и сами еще дети. К тому же Никита считал их друзьями.
Правда, бабушка вспоминает, что в последнее время мальчик стал просить у нее все больше денег на карманные расходы.
— Я давала ему каждый день рублей по 60–70, чтобы он в школе поел, — говорит бабушка. — Но он все равно приходил с уроков голодный. Это я теперь понимаю: они все время у него деньги отбирали. Какие десять рублей? Это ведь абсурд. Наверное, тому взрослому 15-летнему парню, который вместе с маленькими есть на видео, пива хотелось выпить, вот он и отбирал деньги у малышей. А здесь у Никиты денег просто не оказалось.
Сейчас ребенка перевезли к родственникам. Пока его родители еще не забирали документы из школы, но очевидно, что в Лисий Нос, где о произошедшем знают все от мала до велика, Никита уже не вернется.
— Если бы добралась до тех, кто это сделал, задушила бы своими руками, — плачет прабабушка. — И пусть меня потом сажают. Это же надо: кроме того что надругались, еще и показали эту мерзость на всю страну…
«Либо сейчас деньги отдавай, либо мы тебя накажем…»
Действительно, уже на следующий день циничный видеоролик начал ходить по школе.
— Лично ко мне подходили те ребята и предлагали посмотреть видео со словами: «Хочешь поприкалываться? «— вспоминает одна из одноклассниц Никиты. — Я отказалась, но некоторые ребята соглашались.
В течение недели жуткое видео переходило по блютузу от одного школьника к другому, пока в конце концов не оказалось в Интернете. При этом ни один из ребят почему-то не додумался рассказать об увиденном ни родителям, ни учителям.
— Нам как-то неудобно было об этом рассказывать, — признаются девочки. — К тому же все это время Никита как ни в чем не бывало ходил в школу и общался с теми ребятами. Мы подумали, что, может, они сами все уладили. Но потом информация все-таки дошла до педагогов. Откуда — не знаем. Может быть, уже из Интернета.
Сам мальчик решился рассказать о произошедшем только одному из лучших друзей.
— В тот же день он позвонил мне и попросил прийти в гости, — вспоминает школьник. — А потом рассказал, как все произошло.
По словам мальчика, в тот день компания отправила его в ларек за пивом. В кармане у Никиты было 50 рублей, которые бабушка дала ему на завтрак.
— Когда Никита подошел к магазину, он отдал деньги иностранцу, ну, который на стройке работает. Ведь пиво у нас детям не продают, — рассказывает школьник. — Мужчина деньги взял, а выйдя из магазина без пива, отдал ему только 40 рублей. Когда Никита вернулся в компанию без пива, ребята разозлились и забрали у него все деньги. А потом начали говорить, что он должен каждому из них еще по 100 рублей за моральный ущерб. Никита расплакался и попросил отдать долг завтра. «Тогда это будет уже не 600 рублей, а полторы тысячи! — заорали подростки. — Либо сейчас деньги отдавай, либо мы тебя накажем! «И сделали это.
По словам мальчика, которому исповедовался Никита, он тут же предложил рассказать обо всем взрослым. Но пострадавший ответил, что не хочет расстраивать бабушку.
— А еще он сказал, что считает тех ребят своими друзьями и не хочет, чтобы у них были проблемы, — передает слова друга школьник.
«Иногда они играли в бутылочку на раздевание или на неприличное желание…»
Больше всего в этой истории поражает, что все участвующие в ролике подростки в школе были на хорошем счету.
— Они не стоят на учете в детской комнате милиции, все воспитываются в благополучных семьях, — говорит социальный педагог школы Лидия Вячеславовна. — Извините, сейчас ведется расследование, поэтому ничего больше я сказать не могу.
Дети же в личной беседе с корреспондентом «МК» рассказали, что из пятерых участвующих в надругательствах над шестиклассником они знают только двоих.
— Стас учится в одном классе с Никитой, а Юра — в девятом, ему скоро должно исполнится 15 лет, — рассказали школьники. — Остальные же просто приезжали в поселок погулять.
При этом, как говорят ребята, «гуляния» детей не совсем соответствовали их возрасту.
— Никитка сам очень хороший, учился до пятого класса прекрасно, бабушка почти за каждым его шагом следила. А в этой компании ребята могли и покурить, и выпить. Иногда они играли в бутылочку на раздевание или на желание. Причем желания всегда были не очень приличными. Могли они и поиздеваться над Никитой, но до такого еще не разу не доходило, — рассказал друг мальчика.
Правда, как говорят подростки, Юра в эту компанию не входил.
— У него очень состоятельная семья, папа — банкир. К тому же его очень строго воспитывают: сейчас его заперли дома и никуда не выпускают. Он даже в школе уже несколько дней не появляется, — говорят ребята.
Как утверждают знакомые девятиклассника, в тот день он просто проходил мимо, увидел на пустыре заварушку и решил подойти посмотреть, в чем дело. Правда, другие ребята говорят, что узнали Юру на видеоролике. Причем старшеклассник не просто стоял рядом, а удерживал мальчика, чтобы тот не вырывался.
Поговорить с родителями Юры — а ведь он единственный из этой компании достиг возраста уголовной ответственности, а значит, может получить реальный срок, — нам так и не удалось. В течение нескольких часов мы звонили в домофон белокаменного особняка, спрятанного за сплошным забором, но дверь никто так и не открыл. При этом из-за забора раздавались голоса взрослых людей.
Мать младшего из школьников дверь корреспонденту «МК» открыла, но, увидев камеру, тут же ее захлопнула со словами: «Я ничего говорить не буду, а сына мы защитим».
Есть ли перспективы у этого уголовного дела?
В последнее время в Интернете чуть ли не каждую неделю появляется видео, в котором подростки издеваются над сверстниками или учителями, а реальных сроков наказания удалось добиться лишь для единиц. Адвокат Жанна СМАЛЬ считает, что и в этом случае подросткам удастся уйти от уголовной ответственности, несмотря на то что здесь речь идет о насильственных действиях сексуального характера, преступлении, совершенном с особым цинизмом и жестокостью.
— На момент совершения преступления эти подростки еще не достигли 14 лет, то есть возраста уголовной ответственности, поэтому дело не может быть открыто. Конечно, их поставят на учет, с ними будут заниматься инспекторы по делам несовершеннолетних, но изолировать от общества их не получится. К сожалению, это юридический казус, когда объект есть, преступление совершено, а субъекта, которого можно было бы осудить, нет. Но потерпевшему или его законным представителям нужно написать заявление в правоохранительные органы. И несмотря на то что по этому заявлению будет отказ, на основании него у них появится возможность заявить гражданский иск о возмещении морального вреда. А здесь он действительно присутствует — ведь потом это видео было предано огласке, распространено в Интернете. Правда, в этом смысле ситуация также плачевная, потому как в нашей стране даже по самым чудовищным преступлениям суммы в качестве компенсации за причинение морального вреда взимаются минимальные. Здесь судье нужно создать прецедент и сделать так, чтобы выплаченная пострадавшему ребенку сумма хоть как-то покрывала тот громадный вред, который ему нанесли. При этом наказание может быть обращено либо на самих подростков, после того как они начнут работать, либо — что реальнее — на их родителей.
Почему все чаще подростки выкладывают подобное видео в Интернет? Руководитель Центра психолого-медико-социального сопровождения Евгений ЦЫМБАЛ считает, что таким образом подростки хотят доказать миру свою значимость.
— Хотя действия школьников в данном случае формально носят сексуальный характер, на самом же деле они направлены на решение проблем установления власти и контроля, демонстрации своей значимости. О том, что они совершили, обязательно должны узнать другие — так рассуждают эти дети. А то, что эти видео выкладывают в Интернет, — лишь признак эпохи: когда-то были наскальные рисунки, потом манускрипты, сейчас, в период информационных технологий, подростки используют этот ресурс.
— Почему же молодые люди используют такой аморальный путь, чтобы доказать миру свою значимость?
— Вопрос, моральный ли это способ самореализации или аморальный, возникает тогда, когда у человека сформированы моральные принципы. У этих детей они не сформированы. Почему существует эта процедура опускания? Только по той причине, что та криминальная субкультура, которая раньше была изолирована, теперь благодаря видео и разного рода публикациям в СМИ стали широко известна. Эта известность воспринимается частью населения как способ выражения себя.
— Почему мальчик не хотел рассказывать взрослым, при этом называя мучителей друзьями?
— В этом возрасте многие подростки еще не понимают в полной мере того, что с ними произошло. Если бы мальчик понимал это, он бы обратился за помощью. Но здесь есть еще и вторая проблема: зачастую подвергшиеся насилию подростки не чувствуют от родителей поддержки в сложной ситуации. Взрослые дистанцируются от воспитания детей: одеты, учатся в престижной школе, что еще нужно? Многих современных родителей не волнует, какие человеческие качества перенимают их дети. Поэтому главный совет здесь может быть только один: в тот момент, когда ребенок только входит во взрослый мир, установить с малышом доверительные отношения. Когда родители в курсе переживаний детей — это гарантия того, что с их ребенком ничего плохого не случится.
пос. Лисий Нос — Москва