КАК ЭТО БЫЛО: Корреспондент “МК” находился неподалеку от места взрыва в момент трагедии в минском метро.
Прогулка с собаками в Минском центральном парке в направлении проспекта Независимости закончилась для меня, не успев начаться. На моих глазах женщина в рыданиях рухнула на асфальт. Она только что потеряла в метро дочь. Так я узнала, что пятнадцать минут назад в метро на площади “Октябрьская” произошел взрыв.
Как выяснилось, произошло обрушение конструкции, и многие пострадали от обломков бетона. Я кинулась по направлению к станции метро, от которой меня отделяли метров пятьсот. Толпа валила мне навстречу, люди рыдали, и все как один пытались набрать номера телефонов, чтобы узнать о судьбе своих родственников. Но сеть была настолько перегружена, что дозванивались единицы. Мимо одна за одной проносились с сиренами “скорые помощи” и пожарные машины. Возле входа в метро я насчитала их двадцать штук. Я добежала до входа в подземный переход, из которого входят на станцию “Октябрьская”. Дальше дорогу перекрыли спецназовцы. Из подземного перехода валил дым с запахом паленой пластмассы. Стояли машины “скорой”, в которые грузили раненых. Мимо пронесли женщину с оторванными ногами. Спустя пятнадцать минут спецназ стал разгонять толпу, и меня тоже попросили “очистить территорию”.
Новый день, после страшного взрыва в метро накануне вечером, начался для минчан новыми ужасами. Сначала в социальных сетях, а затем и по телефонам люди стали сообщать друг другу об еще одном теракте: якобы утром взорвался автобус. Перепуганные минчане тут же вновь стали обзванивать родственников. Слух распространялся со скоростью молнии. Но, слава богу, спустя час МЧС и МВД опровергли эту информацию. Взрыва действительно не было, а распространителей страшных слухов вскоре задержали, чтобы было неповадно сеять панику. В то же время сотрудники милиции были направлены в автобусные парки проводить инструктаж среди кондукторов минских автобусов по досмотру пассажиров.
Жертвы
В Белоруссии уже назвали трагедию “кровавым понедельником”. Люди несут лампадки и цветы. 13 апреля объявлено днем траура. Ограничено проведение развлекательных мероприятий. Семьи погибших получат от мэрии Минска по 10 тысяч долларов.
Среди погибших оказался 21-летний Роман Каптюх, сын заслуженного мастера спорта, бронзового призера Олимпийских игр и чемпионата мира в метании диска Василия Каптюха.
Еще один погибший — экс-сотрудник органов внутренних дел и таможенной службы подполковник в отставке 51-летний Анатолий Наркевич. В последнее время он работал начальником службы безопасности одного из столичных отделений Беларусбанка.
Значительную травму получил известный гиревик-рекордсмен Вячеслав Хоронеко. Он ждал на станции коллегу из федерации гиревого спорта. Когда раздался взрыв, Вячеслав присел, но его по касательной задел отлетевший кусок мрамора. Спортсмену рассекло голову, до поликлиники он добрался самостоятельно. Там ему наложили три шва.
В теракте пострадали две россиянки — 49-летняя Надежда Лукова и 37-летняя Ольга Фролова, жительницы Саратова. Обе женщины, к слову, медработники: Надежда Васильевна трудится ЛОР-врачом в поликлинике, а Ольга Александровна — медсестрой. У Луковой в Минске живут племянники. И когда она сообщила о намечаемой поездке своей подружке, та напросилась ехать вместе: Фролова мечтала побывать в Минске.
11 апреля женщины приехали на поезде в столицу Белоруссии. Они оставили вещи у племянников и отправились в центр города осматривать достопримечательности. Взрыв прогремел, когда дамы уже выходили из метро. Лукова получила травму голени, ее прооперировали в больнице. А у ее приятельницы — ожог дыхательных путей.
Лукова, когда пришла в себя, позвонила своей дочери Екатерине в Саратов. “Она сказала, что чувствует себя нормально и ехать к ней сейчас не надо”, — рассказал “МК” сосед семьи. А Фролова первым делом написала СМС-сообщение мужу, чтобы тот не беспокоился.
Один из пострадавших — Роман Караханов, студент Белорусского института права. Он находится в 5-й минской больнице, и его состояние удовлетворительное.
На вчерашний день установлены личности 9 из 12 погибших, 149 человек находятся в больницах (из них 22 в тяжелом состоянии, 30 — с травмами средней степени тяжести).
Несмотря на повышенное количество патрулей на вокзалах и в центре, тотальных проверок паспортного режима не наблюдается. Станция “Октябрьская” находится на Московской линии минской подземки. Вся линия пока не работает, но обещают запустить утром 13-го. Вторая линия метро, “Автозаводская”, работает, но пассажиров на станции “Купаловская”, смежной с “Октябрьской”, не высаживают. На входах в метро дежурят сотрудники милицейского спецназа, которые проверяют сумки и пакеты.
Расследование
Как сообщил КГБ Беларуси, сыщикам удалось установить двух подозреваемых исполнителей взрыва — со слов обратившихся в органы свидетелей составлены фотороботы и ведется их розыск.
Министр внутренних дел Кулешов сообщил, что ведется проверка всего въезжающего и выезжающего из Белоруссии транспорта, “особенно на границе с Россией”. В Минск утром прибыли эксперты-криминалисты из России. Во второй половине дня МВД распространило фоторобот предполагаемого террориста. Ищут мужчину среднего роста в синей шапке. Ориентировка на него разослана во все отделения милиции. В момент написания статьи пришло сообщение с пометкой “молния”: следственной группой генпрокуратуры уже задержаны подозреваемые. Сколько и кто они — не сообщается.
На экстренном совещании Лукашенко констатировал: “Нам, мужики, брошен серьезный вызов, нужен адекватный ответ”. И приказал КГБ как можно скорее дать ответ: кто они? По словам Лукашенко, действовать надо решительно и всю страну “вывернуть наизнанку”. Оппозиция поспешила призвать власти не начинать новый виток политических репрессий после взрыва.
Кто они?
Найти ответ на вопрос, кто устроил теракт в минском метро, сейчас пытаются многие. Версии высказывают и политики, и следователи, и оппозиционеры, и журналисты, и простые жители Минска.
ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ
Силы “извне”
Первым версию, кто может стоять за взрывом, озвучил сам президент Лукашенко. “Этот “подарок” нам могли подбросить извне”, — высказал он предположение на экстренном совещании. Точный адрес этого внешнего агрессора он не назвал. Поэтому география может быть большая: от Москвы до Вашингтона.
Дерзкий взрыв в час пик в самом сердце Минска — это явный вызов белорусской власти. Месседж теракта понятен: посмотрите, белорусская власть теряет контроль не только за экономической ситуацией в стране, но и за безопасностью ее граждан. Один за другим рассыпаются образы, созданные в отношении Белоруссии за годы правления Лукашенко. Батька долгие годы как мантру повторял, что Белоруссия хоть и не богатая страна, зато стабильная и безопасная. 23 февраля этого года белорусский лидер и вовсе заявил, что “Белоруссия демонстрирует всему миру, как надо отстаивать суверенитет, стабильность и безопасность”. Всего через полтора месяца не осталось ни стабильности, ни безопасности. Сначала разбился о реалии миф о “белорусском экономическом чуде”. Ему на смену пришли очереди за маслом, сахаром, крупами, валютой. Люди приступом берут прилавки магазинов. Еще хуже обстоят дела на валютном рынке. Валюты нет никакой, и народ штурмует обменные пункты. Большую часть социальных льгот власти Белоруссии ликвидировали еще весной 2007 года, в том числе школьникам, студентам, ветеранам и др. Отмена льгот (“упорядочение”) была произведена без монетизации. Теперь вот еще и теракт… С этого дня никто не назовет Белоруссию “самой спокойной страной в центре Европы”. Белорусы привыкают к новой, страшной жизни. И у них может появиться искус предъявить претензии власти Лукашенко: что же, ваши хваленые силовики могут только девушек, молодых парней и пожилых политиков на площадях мочалить, а обезопасить собственный народ не в состоянии?..
ВЕРСИЯ ВТОРАЯ
Белорусская оппозиция
В способность белорусской оппозиции устроить теракт мало кто верит. Во-первых, все лидеры либо под подпиской, либо в СИЗО, либо под домашним арестом. Но дело даже не в этом. Просто оппозиция умеет говорить, говорить и говорить. Нет среди них экстремистов и “вожаков” на такое дело. Они не готовы на все даже ради власти. Свалить вину на нее — мол, сорвался переворот, так вот она перешла к открытому террору — вряд ли получится. Хотя представители оппозиционных партий уже высказывают в Интернете свои опасения, что взрыв станет поводом для введения в стране чрезвычайного положения. А если не введут, то уж точно запретят проведение 26 апреля чернобыльской акции и любые массовые инициативы. Надо заметить, что сегодня в стране идет активная кампания по дактилоскопии всего военнообязанного населения республики. Пока “откатывают пальчики” только у военнообязанных, но после событий в метро у спецслужб может возникнуть желание расширить контингент “опальцованных”.
ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ
Белорусские спецслужбы
В Белоруссии события в метро заставили вспомнить взрыв на праздновании Дня независимости в 2008 году, исполнителей которого так и не нашли. Но тогда не было убитых, а раненых совсем немного и не тяжело. Тогда оппозиция назвала взрыв провокацией против нее самой. Кроме того, после тех взрывов в структурах власти произошли существенные изменения. Так, “правая рука” Лукашенко Виктор Шейман, курирующий спецслужбы и пропустивший теракт, был впоследствии отстранен от должности. А спецслужбы под себя подобрал старший сын Лукашенко — Виктор. Со временем в КГБ пришли его люди. Ради этой рокировки, говорят, и затевался громкий теракт. Кстати, нераскрытый до сих пор. Поэтому и сейчас появилась версия, что теракт мог быть устроен белорусскими спецслужбами в своих целях. Либо для очередного передела портфелей, либо с целью распалить ситуацию и под предлогом усиления безопасности окончательно закрутить гайки в стране. А то что-то в последнее время опять “либерализацией” запахло. Оппозиционеров стали из тюрем выпускать, ряду из них смягчили обвинения, а некоторые позволяют себе опять нападать на власть. Атмосфера тотального ужаса, которая царила в конце декабря—январе, стала отступать. А КГБ то состояние вседозволенности и безнаказанности могло понравиться... Кстати, в такой ситуации глава Белоруссии вообще может быть не в курсе дел собственной спецслужбы и искренне верить в атаку на его государство извне.
ВЕРСИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
Третья сила
За не слишком длинную историю независимости страны в Белоруссии прогремел уже не один взрыв. Так, в сентябре 2005 года с разницей в 8 дней в Витебске произошло два теракта. Пострадали около полусотни витебчан, 39 из них были госпитализированы. Погибших, к счастью, не оказалось. 3 июля 2008 года, после праздничного салюта в День независимости, прогремел взрыв в центре Минска. Было госпитализировано более 50 человек. Дела эти не раскрыты до сих пор. Все это говорит о том, что в Белоруссии есть некие “партизаны”, которые готовы время от времени громко заявлять о себе. Кто это — анархисты, националисты или “свежая сила”, ставшая плодом последних событий? Не секрет, что в тоталитарном государстве, где нельзя открыто выражать свое мнение, некоторые граждане могут дойти до ужасающих форм протеста. А возможно, эта “третья сила” — наши доморощенные ваххабиты, которым надоело взрывать Москву и они решили заодно ударить по “союзникам”. Во-первых, потому что в не привыкшей к терактам Белоруссии им действовать сейчас проще, а во-вторых, если на этой почве удастся поссорить “союзников” — Россию и Белоруссию, — тоже “приятно”.
Егор Майкин, Минск, ,
Главное о Минском метрополитене
Минский метрополитен — один из самых молодых в мире. 29 июня 1984 года открылось 8 станций первой (Московской) линии, в том числе “Октябрьская”. 31 декабря 1990 года начала работу вторая линия — Автозаводская. В минском метро появился первый (и пока единственный) пересадочный узел — с “Октябрьской” на “Купаловскую”. Неудивительно, что именно “Октябрьская” является самой загруженной станцией (в часы пик ее пассажиропоток в полтора раза превышает максимально запланированный).
Всего в минском метро 25 станций, они столь же незатейливы, как и станции Московского метрополитена в спальных районах. Все — мелкого заложения (“Октябрьская” — самая глубокая, 15 м), в большинство из них можно попасть через подземный переход. Только три станции — “Купаловская”, “Октябрьская” и “Площадь Ленина” — имеют входы, встроенные в здания. Еще один привет из СССР — поезда мытищинского завода, более известные как “полосатики”. Каждый день в минскую подземку спускается 700 тысяч человек. Разовый проезд стоит 850 белорусских рублей (это около 8 российских рублей).
С минским метро связана одна крупная трагедия. 30 мая 1999 года после пивного фестиваля во время грозы две с половиной тысячи человек попытались укрыться в подземном переходе, ведущем к станции метро “Немига”. В результате давки погибло 53 человека, в основном молодежь от 14 до 20 лет. Единственная техногенная авария произошла летом 2009 года, когда Минск затопило из-за сильного ливня. Тогда была залита электросеть, плюс к тому появилась угроза обвала конструкций станций. Пассажиров в короткие сроки вывели на улицу, после чего закрыли линии.