В среду новые выбросы из реакторов на АЭС “Фукусима-1” довели мощность дозы радиации в очаге до 500 миллизивертов в час, из-за чего восстановительные работы на втором реакторе пришлось временно приостанавливать. Хотя если разобраться, то риск подхватить по-настоящему большую дозу радиации невелик.
— Даже если целый год пить ту радиоактивную воду, о которой сообщается в СМИ, то вряд ли человек наберет дозу, большую той, что он получает за год от естественной радиации, — говорит Михаил Коломеев. — Да, в самом корпусе мощность в среду утром возросла до 500 миллизивертов в час, однако уже через несколько часов она упала до 250...
— Насколько опасно там находиться?
— Все зависело от времени. Если людей оттуда удалили сразу, то они в безопасности, если бы они пробыли там час, то получили бы все 500 миллизивертов. Это, конечно, большая доза, но точно не смертельная.
Справка "МК"
<p>1 зиверт приблизительно = 100 рентген.</p>По словам Петрова, который по долгу службы следит за радиационной безопасностью на МКС, 500 миллизивертов — это половина той дозы, которую получают космонавты за всю свою профессиональную карьеру. Иными словами, по нормам за все годы полетов в космос им разрешено набрать не больше 1 зиверта.
— Так какую же дозу радиации надо получить, чтобы она была смертельной? — спрашиваю я у Петрова.
— Лучевая болезнь, к примеру, может начаться после 8—10 зивертов.
— Значит, та максимальная доза в 100 миллизивертов, полученная одним из ликвидаторов на “Фукусиме”, не опасна?
— В принципе для населения предельно допустимой нормой считается 0,5—1 миллизиверт в год, для профессионалов — 20 миллизивертов в год. 100 — это, конечно, многовато, но никак не ощущается человеком. Все будет зависеть от того, сколько он еще проработает в таких условиях. Впрочем, в зависимости от индивидуальных особенностей организма он может “сорваться” либо через 10 лет, либо на следующий день. Это может быть онкология, сердечно-сосудистые проблемы, повреждение центральной нервной системы.
И все-таки если сравнить дозы радиации на “Фукусиме-1” с теми обычными, которые мы получаем в течение жизни, то, по словам Коломеева, человека, получившего 100 миллизивертов на АЭС, можно сравнить с тем, кто целый год не вставая пролежал бы на песках в Бразилии.
— Почему именно в Бразилии?
— Там особый, слабоизлучающий песок. А вот, к примеру, при разовом посещении рентгенкабинета мы получаем по 50 микрозивертов, при гастроскопии желудка — 600 микрозивертов (это в тысячу раз меньше миллизивертов).
— Как быть людям, которые вынуждены в Токио пить сейчас радиоактивную воду?
— Им ничего не грозит.
Как ликвидировать аварию на “Фукусиме-1”
Советы читателей.
1 Вячеслав Плохов предлагает провести массированное бомбометание в направлении ядерных реакторов “Фукусимы-1” специальными управляемыми бомбами из пластика, наполненными водой и борной кислотой. Иначе вода не попадает в реакторы. Можно также применять для быстрой консервации станции мешки с цементом или жидким бетоном.
2. Юрий Пак предлагает обстреливать “Фукусиму”... снежками. Принцип тот же, что у Плохова, — главное, чтобы вода не разлеталась по сторонам и била точно в цель. Снежки, естественно, предлагается делать большими, вмещающими сотни литров воды.