Российские же специалисты утверждают, что наихудший возможный сценарий не реализован. Что сейчас происходит на японской атомной электростанции — рассказал “МК” директор департамента коммуникаций Госкорпорации “Росатом” Сергей НОВИКОВ.
— Что представляет собой атомная электростанция “Фукусима-1”?
— Станция состоит из энергоблоков с так называемыми кипящими реакторами. Ее проектировала и строила американская корпорация “Дженерал Электрик”. Первый ее энергоблок был сдан в эксплуатацию 26 марта 1971 года, ровно сорок лет назад.
— Какие работы сейчас ведутся на АЭС?
— Специалисты продолжают охлаждать реактор морской водой. Атомная станция стоит на берегу Тихого океана. Простой воды нет, так как нет электропитания. Штатные генераторы включились сразу после землетрясения. Но пришла волна цунами и разрушила систему трубопроводов, которые охлаждали сами дизели.
— Какие последствия может повлечь за собой авария?
— Энергоблоки с расплавившимся топливом вряд ли подлежат восстановлению. Японские власти сами об этом говорят. Скорее всего, они будут демонтированы.
Что касается окружающей среды, то ситуацию на “Фукусиме-1” нельзя сравнивать с катастрофой на Чернобыльской АЭС. В отличие от Чернобыля, где в атмосферу была выброшена часть ядерного топлива, на “Фукусиме–1” все топливо продолжает находиться внутри корпуса реактора.
— Откуда тогда повышенный радиационный фон?
— Вместе со сбросом пара выходят и газообразные продукты деления. Основной вклад в повышение радиоактивности вносят изотопы так называемых благородных газов с короткими периодами полураспада: ксенона, криптона, радона. Также выделяется изотоп йод-131 с периодом полураспада 8 суток.
Первоначально они дают большой вклад в радиационный фон на площадке. Но потом смешиваются с атмосферными массами и разбавляются.
— Сообщается, что в ходе эвакуации из зоны радиусом до 20 километров от атомной станции у 22 местных жителей выявлены дозы облучения. Якобы и моряков из экипажа вертолета с борта авианосца ВМС США “Рональд Рейган” накрыло радиоактивным облаком из пораженных реакторов.
— Фон на площадке скачкообразно растет, как только в атмосферу сбрасывают пар с газообразными продуктами деления. По сообщениям СМИ, 160 человек “схватили дозу” выше нормы. Но давайте определимся в терминах. Они получили дозу облучения 40 миллизивертов (мЗв). Это две годовые нормативные дозы облучения для сотрудников атомной станции. Сотрудники АЭС по норме не должны получать больше 20 миллизивертов в год. Это микроколичества! Ранее для атомщиков предельно допустимые дозы были в 2,5 раза больше.
Население в районе станции “Фукусима-1” получило 40 мЗв. По рекомендациям Международной комиссии по радиологической защите, следует пройти медицинское обследование, если превышен порог в 200 мЗв. То есть нужно получить дозу в пять раз больше, чтобы идти к врачу и смотреть, повлияла она на организм или нет.
— Только что стало известно, что произошло еще два взрыва. В энергокомпании — операторе атомной станции TEPCO отмечают, что нынешняя ситуация может вызвать критическое расплавление топливных элементов в ядерных реакторах, так как взрыв на втором энергоблоке “Фукусимы-1” повредил контейнер, в котором находится реактор.
— Был один взрыв. Он произошел на втором энергоблоке и шел по тому же сценарию, что и на первом, и на третьем энергоблоках. И поврежден не контейнер, а контаймер, то есть защитная оболочка вокруг корпуса реактора, бетонный бокс.
Кроме того, на 4-м энергоблоке, как сообщалось, был пожар в бассейне с отработавшим топливом, но он потушен. Ситуация тяжелая. Радиационный фон на площадке растет. Специалисты Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН сделали расчеты возможных доз облучения вне пределов площадки АЭС “Фукусима-1” и показали высокую вероятность расплавления активной зоны реактора в корпусе. В 5 км от площадки — доза в 50—150 мЗв/10 суток; в 10 км — доза в 30—80 мЗв/10 суток; в 20 км — доза в 20—50 мЗв/10 суток. Результаты расчетов для Токио — 0,2 мЗв/10 суток.
Как видите, в Токио ничего страшного нет, в 20–километровой зоне — тоже. Но на площадке для спасателей, для работ в аварийном режиме — существенный уровень радиации.
— Неконтролируемой ядерной реакции не будет?
— Эксперты считают, что не будет.
— Сколько в России атомных электростанций?
— В России работает 32 энергоблока, а в Японии — 55.
— У нас может повториться авария, подобная той, что произошла на “Фукусиме-1”?
— Я еще раз обращаю внимание: когда в Японии произошло землетрясение силой 9 баллов, все одиннадцать энергоблоков штатно остановились. Запустились резервные системы. И, к сожалению, резервная система электроснабжения не выдержала удара гигантской волны — цунами.
Кстати
<p>Пассажир при перелете из Москвы в Америку за счет космического облучения получает дозу в 0,3 мЗв. Самыми “облучаемыми” считаются не работники атомных станций, а космонавты и летчики. При флюорографии пациент получает дозу около 0,6 мЗв, при рентгеноскопии — 1,5 мЗв, а в случае рентгеновской томографии — 3 мЗв.</p>У нас в России нет атомных станций, которые находятся в зоне, где может произойти землетрясение силой 9 баллов. У нас нет станций, которые находятся в цунамиопасной зоне.
Но стоит вспомнить о строящейся по российскому проекту атомной электростанции на юге Индии, в городе Кудамкулан. Она была спроектирована как раз с расчетом на воздействие сильного цунами. Когда гигантская волна накрыла несколько лет назад Таиланд и докатилась до Индии, станция выстояла. Местные жители, зная, что АЭС оборудована средствами защиты от цунами, бежали на стройплощадку, прятались там и спаслись.
Когда было мощнейшее землетрясение в Армении и были полностью разрушены Спитак и Ленинакан, Армянская атомная электростанция не просто устояла, но и продолжала работать. В 1992 году энергоблок был остановлен по каким–то политическим соображениям, а когда люди стали жить с печками–буржуйками, стало ясно, что Армении нужен мощный источник электроснабжения, на станции провели ревизию оборудования и запустили ее. Энергоблок и ныне прекрасно работает.