И отставки очень правильные. Причем уровень их от теракта к теракту неуклонно повышается. В 2004 году за взрыв двух самолетов был наказан лишь один капитан милиции. Теперь же "под раздачу" попали и генералы. Например, начальник управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев. Конечно, недоброжелатели опять будут вопить, что в какой-нибудь Испании в аналогичной ситуации в отставку ушло правительство. Мы же молодая страна, нам всего 20 лет. Мы растем, развиваемся. Еще пара десятков терактов - и у нас будет, как в Испании.
Всего-то 7 лет нам понадобилось (с первого взрыва в метро на Автозаводской, тогда, кстати, шахидом стал тоже мужчина — молодой парень из Карачаево-Черкессии), чтобы понять, что террористы порой взрывают средства транспорта. И вот результат - мы серьезно занялись транспортом. Правда, после взрыва на Автозаводской были и еще аналогичные инциденты: взрывы у вестибюля "Рижской", на станциях "Лубянка" и "Парк Культуры". Но теперь за метро взялись всерьез. Судите сами: в конце 2004 года, после Беслана, двух терактов в метро и подрыва двух самолетов с пассажирами, в бюджете 2005 года на борьбу с террором было заложено всего три миллиарда рублей. При этом власти говорили о невиданном увеличении расходов на антитеррористические меры. Три миллиарда - на безопасность огромной страны. Это $ 100 млн. В США, например, после терактов 11 сентября было создано антитеррористическое министерство с бюджетом 37 млрд долларов.
А вот теперь расходы выросли. 12 миллиардов рублей предполагается выделить в 2011-2013 годах только на защиту метро в Москве и регионах. Это $ 400 млн. Это, конечно, меньше, чем стоит последняя яхта Абрамовича. Но на эти деньги станции метрополитена наконец-то оборудуют пунктами досмотра. Правда, не сразу. В 2011 году предполагается установить металлоискатели на 69 станциях в Москве и Петербурге. Тогда как только в Москве сейчас 182 действующие станции метро. И если хоть одна из них останется без защиты, это сведет к нулю все усилия. Потому что террорист обязательно попадет в метро через эту одну-единственную неохраняемую станцию, как вирус в кровеносную систему. И потом сможет оказаться где угодно.
Но и установка металлодетекторов на всех станциях не поможет. Ведь проводить тотальную проверку всех входящих в метро физически невозможно. Вот одна газета радостно рапортует: "ужесточение антитеррористических мер в метро не скажется на пассажирах". Конечно, не скажется! На террористах тоже.
Но даже если произойдет невозможное, и метро действительно будет защищено от террористов, если им надежно перекроют доступ в аэропорты и на вокзалы - будем ли мы в безопасности?
Возможно, это станет полной неожиданностью для наших силовиков, но в Израиле, например, излюбленной мишенью террористов являются автобусы. Они часто взрываются внутри автобусов, на остановках, а также в кафе, закусочных и на дискотеках. Аэропорты и вокзалы там хорошо защищены. Если террориста не пустят в "Домодедово", что помешает ему взорваться в маршрутке, которая возит туда пассажиров?
Установить рамки на всех остановках общественного транспорта? А крупные торговые центры? Рынки? Рестораны? Больницы? Школы? Наконец, обычные жилые дома, которые кстати уже взрывали в 1999 году.
Если же ничего другого не останется, шахид может просто взорваться в толпе на оживленной улице.
Это ведь только наши силовики учатся на своих ошибках. Взорвали аэропорт - "усиление" в аэропортах. Взорвали поезд - "усиление" на железной дороге.
А террористы - люди творческие. Сегодня они взорвали вокзал, и пока все силы брошены на охрану вокзалов, они вдруг идут в школу и берут там заложников. Или минируют Большой театр. К тому же они внимательно изучают чужой опыт, а опыт имеется богатый. Например, иракские террористы наловчились использовать в качестве "живых бомб" душевнобольных. Мы уже понимаем, что шахид - это не обязательно "лицо кавказской национальности". Внешность у него может быть вполне славянская. Но кто сочтет подозрительным человека с синдромом Дауна, которого сопровождает заботливый родственник? В Багдаде с помощью таких пациентов подорвали рынок, убив 100 человек. Но даже если взять под жесткий контроль всех психбольных, это не поможет, потому что втемную можно использовать любого человека — курьера, таксиста, дальнобойщика... В том же Ираке: пока шофер сидит в придорожной закусочной, закладывают взрывчатку в бензовоз, который затем въезжает на территорию воинской части.
Поэтому отныне мы все - шахиды. Уже потому, что живем здесь. Никто не знает, где рванет в следующий раз. Смертельно опасна поездка в метро на работу, поход в магазин или на рынок. Детей в школу, мужа в командировку надо провожать, как на войну. К чему это приведет? Люди станут отказываться летать на самолетах, посещать публичные места и вообще выходить из дома без крайней нужды. Но они знают, что и в собственной квартире их могут взорвать, вместе с домом, как осенью 1999 года, а власть занята чем угодно, только не их безопасностью. Поэтому начнется формирование отрядов самообороны - дома, квартала, района. Как страшной осенью 1999, когда жильцы сами патрулировали свои кварталы и обыскивали подвалы и чердаки.
Кто читал антиутопию "Мародер", помнят, что именно таким видит наше будущее автор - дома-крепости, население разбито на вооруженные отряды и брошено на самовыживание, институты власти растворились в пространстве. Если люди из страха за свою жизнь откажутся ходить на работу, массово побегут из Москвы - кто за границу, кто в провинцию - наступит коллапс.
Дорогие читатели, а теперь признайтесь честно: что вы почувствовали, читая этот текст? Что вы лично испытали после взрыва в Домодедово? Если позволите, я отвечу за вас. Это был сильнейший шок. Ужас. Растерянность. Чувство безнадежности и обреченности. Негодование в адрес властей.
А хотите, я скажу, какая именно мысль первой пришла большинству из вас в голову и мучает до сих пор? (Лучше всех сразу же после теракта общественные настроения выразил один известный либеральный публицист). "12 лет! 12 лет идет борьба с террором. 12 лет назад нам обещали безопасность в обмен на жесткий курс. Но сегодня наша жизнь в такой же опасности, как и кровавой осенью 1999 года".
Именно на такой результат и рассчитывали заказчики взрыва в "Домодедово".
Дальше думайте сами.