Справка "МК"
<p>12 января 2000 года самолет “Ту-154М” выполнял рейс по маршруту Краснодар—Новосибирск. Причиной отказа трех двигателей стало некондиционное топливо. В аэропорту Краснодара цистерну для керосина изнутри покрасили не той краской, и она растворилась в керосине. Когда вскрыли топливные баки, там было что-то вроде желе вместо жидкости. Золотниковые пары насосов-регуляторов двигателей залипли настолько, что их смогли выбить только молотком.</p>Мы связались с летчиками, которые три месяца назад посадили точно такой же “Ту-154” на заброшенный аэродром в тайге. Во время полета у самолета отказал автопилот, навигация, радиосвязь, погасли все основные приборы, вышли из строя насосы, подающие топливо. Причиной ЧП стала неисправность аккумуляторов, что привело к короткому замыканию в электросети самолета. Командиры того “Ту” Андрей Ламанов и Евгений Новоселов высказали свое мнение по поводу ситуации с экипажем “Дагестанских авиалиний”.
Командир “Ту-154” Андрей Ламанов:
— Андрей, в сентябре ваш “Ту-154” совершил вынужденную посадку в тайге. Двигатели тогда работали?
— Нам повезло, двигатели у нас не отказали, моторы работали, благодаря чему мы остались живы. Так что наш самолет не терял устойчивость и управляемость.
— А если бы отказали двигатели?
— По-любому боролись бы до последнего. Экипаж тоже не хочет погибать и поэтому сделает все возможное. Поверьте, посадили бы и без трех двигателей. Сажали бы на лес. Честно говоря, об итогах такой посадки боюсь даже думать. Но вообще, у нас предусмотрена четкая инструкция посадки и с одним двигателем, и без трех. Все расписано.
— Андрей, почему отказали двигатели у “Ту-154”, который вылетал в Махачкалу?
— Подобный случай произошел в новосибирском аэропорту “Толмачево”. Тогда при посадке отказали все три двигателя. И дело было в качестве топлива.
— Версию некачественного топлива вроде опровергли.
— Я рассматривал именно эту версию. Например, при засорении и кристаллизации топлива иногда засоряются и топливные фильтры. Ведь в топливо могли не добавить спецжидкость, которая не дает топливу превращаться в лед.
— Жидкость заливают с топливом?
— Да, мешают и заливают. Но другой самолет, заправленный тем же топливом, произвел нормально посадку.
— Сейчас все больше говорят об ошибке экипажа. Мог бортинженер забыть включить насос подкачки топлива?
— Перед полетом бортинженер закладывает насосы подкачки и перекачки в систему автомат — все это заносится в карту контрольных проверок. Так что эту версию я бы исключил. Кстати, в советское время из Ташкента вылетел экипаж, а бортинженер забыл включить насосы подкачки и перекачки. В этом случае лететь можно, но топлива хватит на 30 минут. В том случае полет длился ровно 30 минут, поэтому самолет благополучно приземлился.
— Кстати, когда вы сажали свой самолет, у вас тоже насосы отказали?
— Да, у нас все электричество отказало.
— Сколько времени вам потребовалось потом на восстановление моральных сил?
— Месяц длилось расследование. Потом нас всех отправили в отпуск тоже на месяц. А 2 ноября я приступил к работе.
— Тогда весь ваш экипаж утверждал, что “Ту-154” — отличный самолет. Вы не изменили своего мнения?
— Благодаря этому самолету мы остались живы. В ситуации, которая произошла с экипажем “Дагестанских авиалиний”, учитывая плохие погодные условия при посадке, да еще с таким страшным отказом двигателей — ребятам было непросто посадить самолет и сохранить жизнь людей. Выходит, опять “Ту-154” спас…
— Вашему “Ту-154” было 19 лет. Тот, о котором мы говорим сейчас, отметил свое 18-летие. Не много ли для лайнера?
— Нет, конечно! “Ту-154” до 40 лет могут спокойно летать. Даже президент и члены правительства предпочитают эти самолеты. Лично мы часто возили Кудрина.
— Может быть, “Ту-154” для президента и премьера более усовершенствованные?
— Нет. Технически они точно такие же.
— “Ту-154” до сих пор выпускают?
— Нет, их выпуск прекратили. Последний, как бы не соврать, в прошлом году выпустили.
— А почему?
— Во-первых, наша страна потеряла кадры — инженеров, рабочих, которые могли бы делать такие корабли. Во-вторых, с точки зрения экономии невыгодно выпускать “Ту-154” — они “жрут” гораздо больше топлива, чем иномарки. В-третьих, по всей видимости, покупать старые самолеты иностранного производства выгоднее, чем строить новые.
Коллегу поддержал и второй командир того же “Ту-154” Евгений Новоселов:
— Сейчас все говорят об инциденте с “Дагестанскими авиалиниями”. А вы знаете, сколько отказов двигателей было в тот день по России? Ну так вы поднимите статистику. Просто именно нештатная ситуация в “Домодедово” получила широкую огласку в СМИ, а сколько осталось за кадром? Я вам скажу, что практически каждый день происходят какие-то авиационные происшествия. Просто об этом не пишут…