Ущерб мог быть еще большим, если бы не своевременная международная помощь. На просьбу израильского правительства откликнулись спасатели из тридцати стран мира. Своих посланцев отправили даже Палестинская автономия и Турция, находящиеся с Израилем в состоянии “холодной войны”. Но самая большая спасательная группировка оказалась российской. В первые же сутки пожара, когда стало очевидно, что 12 “кукурузников” израильской сельхозавиации, выполнявшие по совместительству роль воздушных пожарных, не в силах справиться с распространявшейся со скоростью несколько десятков километров в час стеной пламени, премьер Израиля Биньямин Нетаньяху обратился к России с просьбой посодействовать самыми большими в Европе пожарными самолетами, стоящими на вооружении МЧС. Уже спустя 48 часов российская спасательная группировка в Израиле насчитывала шесть единиц авиационной техники: два “Ил-76”, два “БЕ-200” и два вертолета “Ми-26”. Кроме того, в Израиль прибыла и большая команда специалистов по тушению пожаров во главе с главным военным экспертом МЧС РФ Павлом Платом.
В первые же часы пребывания россиян в районе катастрофы выяснилось, что у израильтян отсутствует опыт применения на пожарах больших самолетов. И специалистам МЧС пришлось практически заново выстраивать всю методику координации воздушных и наземных сил. Именно благодаря усилиям и опыту российских специалистов распространение пожара удалось значительно локализовать и не допустить его распространения на жилые районы Хайфы. Но в то же время пребывание в Израиле оказалось полезным и для самих МЧСников, получивших неоценимый опыт тушения пожаров в горной, лесной местности.
Выявились и проблемы. Огонь, успешно локализованный дневными вылетами, к ночи вновь оказывался хозяином положения. И к утру отвоевывал утраченные за день позиции.
Правительству Израиля в срочном порядке пришлось заказывать в одной из частных американских компаний самый большой в мире воздушный пожарник, построенный на базе “Боинга-747”. За один пролет американец может сбросить восемьдесят тысяч литров воды. Но самое главное — он оказался единственным в мире самолетом, имеющим оборудование для тушения пожаров в ночное время. Правда, час аренды частного “Джамбо”, на коммерческих условиях принимавшего участие и в тушении “родных” калифорнийских пожаров, обходится в $100 000.
В то же время помощь российского МЧС совершенно бесплатна, и на вопрос местных журналистов, сколько времени планируют здесь пробыть российские летчики, они спокойно отвечали — столько, сколько потребуется. Вообще, стоит отметить дружеское отношение местных жителей к россиянам. По словам пилота первого прибывшего в Израиль “Ил-76”, летчика первого класса Андрея Смирнова, израильтяне оказали россиянам великолепный прием: “Расположились и устроились мы тоже очень хорошо. Все данные, которые были нам необходимы для полетов, местное командование нам предоставило, так что особых проблем мы не почувствовали...”
С российскими специалистами встретился и премьер-министр Израиля Нетаньяху, отметивший большой опыт и богатые знания россиян в тушении крупных пожаров и публично поблагодаривший Россию за присланную технику и высококвалифицированных специалистов. “Мы найдем время и возможность отблагодарить наших российских друзей”, — сказал Нетаньяху.
Между тем министр внутренней безопасности Израиля Ицхак Аронович подтвердил, что два несовершеннолетних жителя деревни Осафия задержаны по подозрению в преступной халатности, приведшей к пожару. Сообщалось, что 16-летние братья не собирались поджигать лес, они курили в лесу кальян и скрылись с места событий после начала пожара. Но мать этих ребят уверяет, что в момент начала пожара они были не в лесу, а в школе.