Улицы в станице Кущевской, как в песне у Антонова: Каштановая, Березовая, Светлая, Цветочная. А Зеленая, где произошло массовое убийство, вся утопает в садах.
Дом фермеров Аметовых уже третий день взят в плотное кольцо специализированных машин: работают следователи и эксперты. Добротное строение из красного кирпича ничем особенным не отличается от остальных домов. “Пятый резервный участок” начал застраиваться в Кущевской лет 15 назад.
— Первым на улице поставили как раз дом №6. Первым его хозяином был Бренштейн, который занимал высокую начальственную должность в расположенном рядом военном городке, — рассказывает Ирина Абрамовна. — Мы, когда начали строиться, не боялись на улице оставлять кирпичи и доски. Помню, смеялись, что у нас охрана, как у Мавзолея — пост №1, у дома военного все время стояли солдаты. Но семья Бренштейна в выстроенном доме не прижилась, они продали его милиционеру. Но и тот в нем жить не стал, как-то обмолвился: “Не по себе мне в этих хоромах”. Взял и уступил со скидкой дом Аметовым. Мы еще подумали, двухэтажка какая-то несчастливая, все от нее пытались избавиться, а Татарин, как называли в станице Сервера Аметова, как-то освоился.
На улице Зеленой сплошь особняки с большими участками и крепкой оградой. Неудивительно, что в роковой вечер 4 ноября никто из соседей не слышал и не видел у дома Аметовых ничего подозрительного.
— Знали, что у Сервера гостили родственники из Ростова-на-Дону, — говорит соседка Ирина Абрамовна. — Приехал финансовый директор фирмы, торгующей зерном. Видели, что из машины вместе с ним вышла сестра жены. На руках у нее была девочка-грудничок, следом выскочила еще дочка лет пяти. Привезли они с собой также пожилых родителей.
Вообще судьба как-то избранно “собрала” людей в доме №6 по Зеленой.
Хозяйка Галина приготовила праздничный обед, пригласив в гости соседку — Наташу Касьян из дома напротив, с которой много лет дружила.
Муж Наташи — милиционер Андрей — поехал навестить в соседнюю Кисляковку мать. За женщиной обычно хвостиком ходила ее 9-летняя дочка, а тут Ульяну тетя увезла к родственникам в Ростов-на-Дону, чем и спасла ей жизнь.
14-летний сын Павел, засидевшись в гостях с другом за компьютером, когда стемнело, пошел домой, но дверь была заперта. Тогда он в поисках матери завернул к соседям Аметовым — на свою погибель.
Сын хозяина дома — 30-летний Джалиль — задержался на семейной ферме в соседнем селе Новомихайловском. Отметить праздник в гости к свекру и свекрови пришла невестка Лена с 9-месячной дочкой. Весь вечер Джалиль пытался связаться по сотовому телефону то с родителями, то с женой. Но ни один из номеров не отвечал. Тогда он позвонил сестренке Лилии и попросил ее сходить узнать, что могло произойти. Девушка год назад вышла замуж и жила отдельно.
Страшно даже представить, что пережила беременная Лилия, обнаружив в доме убитыми 12 человек.
Больше всех — 18 колото-резаных ран — досталось хозяйке дома Галине. Ее обнаружили мертвой на кровати в спальне. Рядом с ней лежала порезанная невестка Лена. Сервера Аметова — в халате, явно после бани, нашли в проходе в коридоре. Его тело обгорело сильнее всего.
В гостиной у ног убитых женщин — гостей из Ростова-на-Дону, лежали тела малышей. Груднички задохнулись от дыма, а 5-летнюю девочку задушили.
Двух мужчин-ростовчан нашли убитыми в бильярдной во дворе.
14-летний Пашка, судя по всему, попал к Аметовым в самый разгар резни. Он пытался убежать, по нему стреляли из травматического оружия, а потом уже добили ножом.
По данным следствия, трагедия разыгралась вечером, между 17 и 22 часами. Двери в доме Аметовых, по свидетельству соседей, не закрывались, ворота вечно стояли настежь. Тут же были припаркованы две белые хозяйские машины — “Тойота” и “Фольксваген”. Сыну и дочери родители купили по “Ладе Калине”.
— Дядя Сережа (так на русский манер мальчишки звали Сервера. — Авт.), видя, что нам негде погонять в футбол, часто предлагал поставить ворота у себя во дворе, — говорит живущий по соседству Зарик.
Аметовы были очень открытыми людьми, зайти беспрепятственно в дом мог любой. Но, как показывают свидетели, убийцы проникли в дом с огородов. На идущей параллельно улице Фрунзе есть заброшенный дом. Он и стал для преступников временным убежищем. Свидетели видели, как бандиты приехали на двух авто — из красной иномарки вышли четверо мужчин. На влажной от дождя земле остались следы от канистры с бензином. Временами убийцы тащили ее по земле волоком.
Собаку овчарку, чья будка располагалась за баней, нападающие усыпили с помощью ружья, стреляющего шприцем.
Местные уверены, что и собравшихся в доме у Аметовых 4 ноября могли сначала отравить, подбросив баллончик с нервно-паралитическим газом. Когда после нескольких глотков воздуха люди потеряли сознание, их просто перерезали, как куропаток. А чтобы замести следы, дом решили поджечь.
Следственной бригадой внутри жилища было обнаружено три очага возгорания. Весь первый этаж выгорел. Удивительно, но на кухне, дверь в которую была плотно закрыта, сохранилась целой даже скатерть.
Ценные вещи из дома не пропали.
Расследование уголовного дела находится на особом контроле СКП и Генпрокуратуры.
— Никого не найдут! У нас люди гибнут, как на бойне, — говорит старожил станицы Егор Титов. — Как раз в доме напротив Аметовых несколько лет назад застрелили фермера Валерия Богачева и его 20-летнего сына Романа. 19 сентября Богачевы должны были играть свадьбу младшего сына, а 16-го Валерия и Рому убили прямо во дворе дома. Было 8 вечера. Для торжества были поставлены навесы со столами, где пришлось справлять поминки. Богачев проложил на собственные деньги по улице грунтовку, был бы жив — сейчас здесь был бы асфальт.
Преступников так и не нашли.
Потом убили главу администрации — Бориса Москвича. Он ранее возглавлял самый крупный местный совхоз “Комсомольский”. Был он человеком смелым, принципиальным, прямолинейным, бандитам и рэкетирам спуску не давал. Кто заказал и убил Москвича, так и не узнали. Следствие зашло в тупик.
А вскоре нашли мертвым брата влиятельного местного предпринимателя Сергея Цапока. В станице шептались: око за око, кровь за кровь.
Были враги и у Сервера Аметова. Он — местный, вырос в Кущевской. Жил в районе, который неофициально носил название “Буденовка”. Здесь издавна селились крымские татары.
— Паинькой Сервер никогда не был, — говорит местная жительница Альбина Умерова. — В подростковом возрасте участвовал в массовых драках. У нас в станице издавна “буденовские” шли стенка на стенку с теми, кто жил в “Румынии”, а у тех были натянутые отношения с “вокзальными”. Молодежные банды со временем переросли во взрослые враждующие группировки.
— Настоящим якорем для Сервера стала его жена Галина, — говорит живущая по соседству Анна Гавриловна. — С Галей они познакомились на танцах, девушка была младше него на три года. В семьях крымских татар не приветствуются смешанные браки. Но против русской невесты родители Сервера возражать не стали. Девушка была необыкновенно хороша собой, к тому же умница и, что было важно, положительно влияла на воинственного Севека — именно так называли его друзья.
В 90-е годы Сервер Аметов занялся предпринимательской деятельностью. Закупал и перепродавал зерно и овощи. Выбился в фермеры на гребне перестройки. Потом купил землю и технику, поля у него обрабатывали сезонные рабочие. Аметов считался довольно состоятельным фермером.
— Наша станица стоит в окружении полей, с которых “стригут” большие деньги, — поделился с нами на условиях анонимности фермер Борис. — Весной сажают редиску и раннюю капусту, потом приходит пора обрабатывать зерно, кукурузу, подсолнечник. Урожаи снимают хорошие.
Бывшие бандиты легализовались, стали предпринимателями, но замашки остались прежними. Рынки сбыта делят без конца, отбирают друг у друга крупных закупщиков. А вырученными деньгами приходится делиться. Рублевые ручейки текут на самый верх, фермеры вынуждены многих подкармливать. А с несговорчивыми просто расправляются.
Но одна из основных версий: убийцы приехали вслед за гостями Аметовых из Ростова-на-Дону. Мишенью был финансовый директор одной из крупных ростовских фирм, занимающихся торговлей зерном. В паре с родственником работал и Сервер.
— Убийство в доме на улице Зеленой — заказное, показательная акция, — говорит 53-летний предприниматель Александр. — Поверьте, у нас есть те, кто направляет в нужное русло финансовые потоки, им выгодно держать фермеров и предпринимателей в страхе.
станица Кущевская, Краснодарский край.