МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Там, где собираются сердца

“Локомотив” по сбору крови в столице готовы подтолкнуть вперед общественники

Прошел ровно год после того, как была принята целевая программа правительства Москвы по поддержке донорства. Но вряд ли проблемы в этой области, копившиеся почти два десятилетия, удастся решить в одночасье. Многие из них обозначил в своем интервью “МК” (приложение “Капля жизни” в “МК” от 26.10.09 г.) почетный донор России, доцент МГТУ им. Баумана Александр Иванович Карнюшкин, предложивший создать Московскую общественную организацию доноров крови (МООДК) под эгидой Департамента здравоохранения города Москвы.  

Мы продолжаем обсуждать тему: нужна ли общественная организация доноров Москвы? Какими проблемами она должна заниматься? Что нужно для ее создания? Вот  мнение заинтересованных лиц.


Ольга МАЙОРОВА, главный врач городской Станции переливания крови, доктор медицинских наук, профессор:

“Помощь общественников нужна для того, чтобы достучаться до потенциальных доноров, которые могли бы ими быть, но по какой-то причине не становятся”  

— Думаю, это должна быть общественная организация всех доноров нашего города, а не только почетных. Для нас ценен любой человек, сдавший кровь. А почетные доноры Москвы могут составить костяк, основу, быть, образно говоря, идеологическим знаменем этого движения. Активисты в коллективах и на своих рабочих местах могут разъяснять, почему донорство так необходимо не только с позиции медицины, но и с человеческой точки зрения. Что сдавать кровь почетно и даже полезно. Важно, чтобы разговор с людьми шел на одном языке. Доноры — это обычные люди, которые будут агитировать сотоварищей не путем призывов, а своим примером. К тому же они приближены к проблемам службы крови, имеют свой независимый взгляд на них, так как многое видят изнутри.  

Активисты могут стать нашими помощниками и в работе с руководителями предприятий, организаций, вузов. Не секрет, многие начальники, особенно коммерческих структур, не горят желанием отпускать своих подчиненных сдавать кровь, ведь после надо предоставлять им отгулы. А мы — врачи на выезде по заготовке крови — приходим в организации, что называется, с протянутой рукой. И далеко не всегда работодатели откликаются на нашу просьбу провести у них День донора.  

— И с чего, как вам кажется, следует начать это общественное движение?

— Как и раньше, пропаганду донорства надо вести, начиная с первичных звеньев — в учебных группах вузов, техникумов, школ, в цехах предприятий, в организациях. Активисты могли бы создавать там уголки донора, наглядную агитацию с помощью станций переливания крови. И на своих рабочих местах иметь наглядные пособия — календари, книги, плакаты, информационные материалы о донорах Москвы, России, в мире. В Японии, например, донорам выдают хрустальные предметы (в зависимости от количества донаций — чашки для чая, бокалы и др.), которые стоят у них на рабочих столах. И все окружающие знают, что этот человек заслуженный, он жертвует свою кровь нуждающимся.  

Кстати, за рубежом есть волонтеры, которые добровольно, ненавязчиво несут в массы полезную информацию. Так делается во многих европейских и азиатских странах. Необязательно быть сумасшедшим активным миссионером, но информационной точкой — желательно и вполне реально. Для нас такие люди будут хорошими помощниками. Штат сотрудников станций ограничен, и мы не всегда можем дойти до каждого потенциального донора.  

Пора поднимать престиж и самого донора. Например, вывешивать на его рабочем месте фотографию “Я донор” — так делают в европейских странах, что уже само по себе говорит о том, что этот человек занимает активную жизненную позицию, что поднимает его авторитет. Если донор работает в крупном офисе, мимо него каждый день проходит много людей. И когда у кого-то возникнет вопрос о донорстве, люди будут знать, к кому обратиться.  

— Ольга Андреевна, что, на ваш взгляд, важнее для создания общественной донорской организации: инициатива снизу или поддержка на уровне города? Предусмотрена ли она в рамках программы правительства Москвы по развитию донорства?  

— Недостатка в донорах-активистах нет. Но любая общественная организация требует регистрации, и в этом плане хотелось бы получить помощь и поддержку со стороны Департамента здравоохранения г. Москвы. В программе такая организация не предусмотрена. Но поддержка департамента нам необходима для того, чтобы получить юридический адрес организации, место, где активисты могли бы собираться. Если встанет вопрос с помещением, наша станция готова его предложить. Но в любом случае необходимо согласование с департаментом.  

— Круг проблем, к решению которых могли бы приложить свои силы активисты этой общественной организации, — каким он может быть? И куда с ними выходить: в Департамент здравоохранения г. Москвы, в Московскую городскую думу, в Госдуму, в Общественную палату?  

— Прежде всего их помощь нужна в том, чтобы достучаться до потенциальных доноров, кто мог бы им быть, но по какой-то причине не становится. Мало кто из горожан информирован, кому можно, а кому нельзя сдавать кровь, какие к тому есть противопоказания. И почему так нужна кровь, что ее нельзя ничем заменить. По сути, это первичная работа, которую с помощью медиков нужно донести до людей. Ведь пока беда не коснется, мало кто о крови задумывается.  

Конечно, человеку с активной жизненной позицией, который занимается в общественной донорской организации, будет легче решать проблемы, если его изберут районным депутатом, депутатом гор- или Госдумы, в Общественную палату. Тогда легче будет продвигать законы или поправки в закон о донорстве, совершенствовать этот закон. Хорошо, если в составе этой общественной организации будут еще и юристы, профессиональные медики.  

— Почему на телеканалах, в том числе столичных, нет никакой информации о самих донорах? Даже сейчас, в рамках программы правительства Москвы?  

— Пропаганда донорства по российскому телевидению — это вопрос государственной политики. Но социальных передач практически не видно. А сюжетов о почетных донорах вообще нет. Социальная реклама в форме заставки могла бы идти перед самым началом информационных программ или перед прогнозом погоды, когда люди особенно сосредоточенны. На Первом канале, например, фоном сделали часы, а мог бы быть донорский значок. Для пропаганды донорства можно более активно использовать Третий московский канал, “Столицу”. Хотя что-то уже делается. Когда разрабатывалась концепция по развитию донорства в столице, был сделан акцент на серьезный большой цикл передач, где можно было бы рассказывать и о донорах. У меня было такое предложение. Рекламные материалы не столь действенны. Как правило, они занимают несколько секунд — в это время человек может просто отвернуться, отойти от телевизора и не услышать.  

— Почему в целях пропаганды донорства не используются радиоканалы — их слушают миллионы?  

— Альянс с радиовещанием у нас не сложился. Хотя в рамках московской программы этот вариант рассматривался.  

— Если Московская общественная донорская организация будет создана, нужны ли какие-то деньги для ее работы?  

— Финансирование, конечно, необходимо. В первую очередь чтобы можно было изготовить информационные материалы. На мой взгляд, это основное, что необходимо донору-активисту, чтобы вести пропаганду среди людей. Я предполагаю, что финансирование пропаганды донорства могли бы предусматривать многие департаменты правительства Москвы. Ведь недостаток в столице крови для лечения больных — проблема не только медицинская, но прежде всего социальная, и ее надо решать безотлагательно. Другие вопросы, в том числе и помещения, могут быть быстро решены в рамках городской службы крови.

Справка “МК”  

После выхода целевой программы правительства Москвы в поддержку донорства прошел ровно год (рассчитана она на два года). Предварительные результаты вот такой массированной “атаки” впечатляют: только по результатам 9 месяцев количество доноров в столице увеличилось на 70%. Соответственно вырос и объем собранной крови.

Владимир ПОТАПСКИЙ, заместитель главного врача по организации и пропаганде донорства городской Станции переливания крови, заслуженный врач РФ, профессор:  

“Московская общественная организация доноров крови (МООДК) может стать куратором донорского движения в столице: осуществлять связь с общественностью, с руководством организаций и учреждений, выдвигать новые идеи…”


— А самая наиважнейшая задача — пропагандировать донорское движение, цель — дойти до каждого потенциального донора. Следить за мировыми направлениями в этой области, изучать российский и международный опыт и трансформировать его применительно к жизни в столице. Информацию доводить до самих широких кругов, в том числе — до руководителей организаций, предприятий, вузов. Особенно важна работа с руководителями коммерческих структур, которые “выпали” из донорской жизни Москвы, чаще даже препятствуют донорам, чтобы не предоставлять им положенные по закону льготы.  

— Кто должен финансировать эту общественную организацию и должен ли?

— На первых порах, чтобы структура заработала, деньги необходимы. Ведь даже лист бумаги нужно купить. Я уж не говорю о необходимости как минимум иметь компьютер, элементарную копировальную технику, стол, стул... Отправить письма на предприятия, оплатить услуги телефона — всё стоит денег. На мой взгляд, эти деньги должны быть предусмотрены в бюджете правительства Москвы. Впоследствии, возможно, появятся внебюджетные средства.  

Задача обеспечить москвичей донорской кровью — общегородская. И среди самих доноров, кстати, надо проводить работу: стараться “одноразовых” перевести в “кадровых”. Армия донорская в Москве колоссальная — более 50 тысяч человек. Сейчас на своей станции мы начали готовить агитаторов-доноров, а на предприятиях надо бы вести такую работу. Когда-то этим занимался Российский Красный Крест, а жесткими контролерами были партийные организации. Если кто-то что-то не выполнял, достаточно было одного звонка в партком — и тут же все происходило.  

— Но парткомов на предприятиях и в организациях давно нет. Как будете рассчитывать?  

— Есть постановление, и принята колоссальная программа правительства Москвы по развитию донорства в столице. Это и есть рычаг управления. Теперь будет достаточно дополнительных указаний каких-то структур правительства Москвы, чтобы программа начала работать по всему городу. До принятия данного постановления нас, например, на предприятиях нередко игнорировали, после стали относиться с пониманием. Мы официально выходим на руководителей префектур с предложением о Днях донора и других акциях, и нам идут навстречу.  

Так и раньше было. Возьмите любую книжечку, изданную Красным Крестом, там про организацию донорства всё прописано: кто, что и как должен делать, кто за что отвечает. Сегодня, к сожалению, очень многое приходится начинать с нуля. И доноров тогда было более 5 миллионов. К сожалению, поменялось не только отношение общества к донорству, но и друг к другу. Все нужно возрождать. Надеюсь, с помощью общественной донорской организации в том числе нам удастся вернуть донорство на прежнюю высоту. Ведь в донорском сообществе собраны люди самые ответственные за себя, за свое здоровье и за общество.

Михаил Александрович МЫТАРЕВ, почетный донор России (начал сдавать кровь в 1965 году, еще будучи студентом, и по сей день, в свои 63 года, продолжает сдавать плазму; кстати, делился кровью с первыми чернобыльцами — было несколько прямых переливаний):  

“К донорству следовало бы относиться как к геройству и награждать безвозмездных доноров вплоть до звания Героя России”

— Надо совершенствовать саму систему льгот для доноров. Министр здравоохранения РФ Татьяна Голикова назвала донорство “тихим подвигом”. А к подвигу следовало бы и относиться как к геройству. И награждать безвозмездных доноров вплоть до звания Героя России. Или, например, давать Государственную премию РФ тем, кто многие десятки, а может, и сотни литров собственной драгоценной крови пожертвовал безвозмездно нуждающимся. А еще предусмотреть государственную финансовую прибавку к накопительной части пенсии почетным донорам России или Москвы. Ведь в медицине без запаса крови не обойтись ни одного дня и даже часа. Кровь нужна в кардиохирургии и гинекологии, при тяжелых операциях практически всех органов, для спасения пострадавших в различных авариях и катастрофах. И ее ни купить, ни чем-то заменить пока невозможно.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах