“Слово года” — конкурс, давно существующий в Европе и Америке. Проводится он и в России, но если раньше он проходил в узкой среде специалистов по языку, то теперь в нем приняли участие пользователи интернета. Все началось с того, что юзеры стали предлагать свои варианты слов в номинациях “Слово года”, “Выражение года”, “Словотворчество” и “Словосеть”. Слова обсуждались, комментировались, после чего был составлен топ-лист. Началось народное голосование, средний возраст голосующих — от 18 до 44 лет. Председателем экспертного совета стал филолог, руководитель Центра творческого развития русского языка Михаил Эпштейн, в сам совет вошли писатели, поэты, филологи и культурологи. В начале года вперед вышло слово “перезагрузка”. После чего очень долго лидером было “ЕГЭ”. Потом его вытеснил “свиной грипп”. И вот теперь — “антикризисный”, далее “зомбоящик” и “медвепутия”. Тенденция такова: слово-2007 — “гламур”, слово-2008 — “кризис”, слово-2009 — “антикризисный”.
— То, что в народном голосовании победило слово “антикризисный”, — говорит Михаил Эпштейн, — означает, что массовое сознание все еще остается в плену психологии кризиса.
“Зомбоящик” — понятно, телеящик, существующий для зомбирования людей. Что касается “медвепутии”, то тут все ясно без комментариев.
Номинация “Выражение года”: “вторая волна кризиса”, “крепкое кофе”, “голодообразующее предприятие”. Насчет кофе — это, конечно, скандал в мире словарей. А “голодообразующее предприятие” — это разошедшийся по цитатам каламбур журналиста Антона Ореха.
— Обращает на себя внимание преобладание слов со знаком минус, — говорит Александр Долгин, руководитель портала, на котором проходило голосование. — Если в номинации “Слово года” сгруппировать слова-полуфиналисты по принципу позитивной и негативной окрашенности, то получится 33 против 5.
Масла в огонь добавляет номинация “Словотворчество”: за уходящий год в России придумалось и полюбилось слово “нехоть” — состояние, когда ничего не хочется.
— Здесь российские и западные тенденции противоположны, — комментирует Долгин. — В США в 2009-м победило слово “unfriend” (“расфрендить”, исключить из друзей). У американцев уже наступила стадия критического отношения к социальным сетям, в России она еще впереди.
Среди самых интересных слов и выражений, которые попадали в лидеры конкурса, — “объЕГЭрить”, “новые бедные”, “брехлама” (реклама=брехня+хлам), “нанА-технологии” (предвыборные подачки), “беруша” (взяточник). Так и выживаем — с берушами и брехламом.