Идея создания вокруг ГМИИ им. Пушкина музейного квартала витает в воздухе уже несколько лет. Два года назад Норман Фостер показал тогда еще главе попечительского совета музея Дмитрию Медведеву свои предложения по организации на Волхонке и прилегающей к ней территории крупного центра искусств.
“Мне лично не понравилось архитектурное решение наземной части комплекса, — признался “МК” Юрий Лужков. — Там, как всегда у Фостера, все выдержано в духе хайтека, который диссонирует с окружающей исторической застройкой. Кроме того, к проекту есть много претензий с точки зрения законодательства по охране памятников”.
Глава Москомнаследия Валерий Шевчук уточнил, что планируемая реконструкция и расширение ГМИИ им. Пушкина затрагивают территории соседних зданий, имеющих статус объектов культурного наследия. Это, в частности, усадьбы князей Голицыных (Волхонка, 14) и графа Румянцева (Волхонка, 16), усадьба князей Вяземских (Малый Знаменский, 5), флигель и дом Глебовых (Колымажный пер., 6) и т.д.
“По закону в охранных зонах памятников запрещено любое новое строительство, а сами памятники можно только реставрировать. Ничего надстраивать и пристраивать к ним нельзя”, — напоминает Шевчук.
Между тем в проекте Нормана Фостера (на фото) предусматривается перекрытие внутренних дворов усадеб стеклянными атриумами, а также создание под ними масштабного подземного пространства.
Российско-британский авторский коллектив предлагает снести автозаправку напротив храма Христа Спасителя ради строительства на ее месте нового музейного корпуса в виде пятилистника. Но, во-первых, бензоколонка довоенного времени является выявленным памятником архитектуры, а во-вторых, заодно с ней уничтожению подлежат и два флигеля усадьбы Голицыных. “В представленном проекте “музейного квартала” есть много моментов, которые не могут быть согласованы Москомнаследием. Авторы не представили акт историко-культурной экспертизы, а внедрение в подземное пространство памятников пока вообще законодательно не урегулировано”, — говорит Шевчук.
Юрий Лужков заявил “МК”, что Норман Фостер нормально отнесся к критике столичных властей: “Он не должен знать наших ограничений, это недоработка российских проектировщиков”. Градоначальник уверен, что в ближайшее время проект будет переработан с учетом предъявленных горадминистрацией требований, так как без согласования с Москвой музейному кварталу на Волхонке не может быть дан “зеленый свет”.