В своем выступлении генерал Башлаков поведал, что “существовала практика, когда солдат через полгода службы насильно заставляли подписывать контракт”. “Теперь этого нет, — заверил он, — сегодня министром обороны поставлена задача призывать на контрактную службу только тех, кто уже отслужил установленные сроки. И призывать их будут исключительно через военкоматы”.
Генерал также назвал точную сумму “получки” солдата-срочника:
— Здесь говорилось, что денежное довольствие военнослужащих по призыву составляет 400 рублей, что ущемляет их права, так как эта сумма намного ниже МРОТ. Довожу до вашего сведения, что сейчас довольствие военнослужащего по призыву в среднем составляет 718 рублей. Но при этом мы должны учитывать продовольственное обеспечение, стоимость ежемесячного вещевого довольствия, сюда же входят и транспортные расходы… Если все посчитать, то сумма превосходит МРОТ практически в два раза. (Для сравнения: в Германии солдат-срочник, который тоже не платит за питание и обмундирование, получает 600—700 евро. — Авт.)
Анатолий Башлаков рассказал и о пересмотре печально знаменитого приказа №400:
— Нас обвиняли, что те 24 миллиарда, которые были выделены в этом году на поощрение лучших офицеров, распределялись несправедливо. С 1 января 2010 года к поощрению будут представляться не отдельные офицеры, как раньше, а целые воинские коллективы. И там уже офицерское собрание будет решать, кому выплачивать поощрение, а кому нет. Всего к поощрению планируется около 45 тысяч офицеров — практически 30% от штатного состава. Причем к оплатам мы подошли дифференцированно. Командир взвода Сухопутных войск будет получать надбавку до 40 тыс. рублей в месяц, а в ВВС или на флоте — до 60 тыс. рублей, командир полка в Сухопутных войсках получит до 90 тыс., а в ВВС или ВМФ его ежемесячная надбавка составит до 120 тысяч рублей. И это не считая того денежного довольствия, которое он уже получает. Президентом и министром обороны поставлена задача, чтобы с 1 января 2012 года аналогичное денежное содержание получали все наши офицеры.
Участвовавшие в мероприятии правозащитники также подняли вопрос о военных дознавателях, которыми являются представители воинской части (они первыми оказываются на месте преступления). По словам “Солдатских матерей”, в результате их действий улики часто оказываются навсегда утерянными для следствия, а жертвы превращаются в обвиняемых.
— Я соглашусь, — сказал генерал Башлаков, — что внештатные военные дознаватели в силу своей неподготовленности порой работают непрофессионально и малоэффективно. В структуре новых подразделений военной полиции, которая скоро будет формироваться, появятся штатные отделения дознаний, укомплектованные профессиональными юристами.
Также главный армейский воспитатель сообщил, что разработан документ, который предоставит участникам пятидневной войны с Грузией статус ветеранов боевых действий. А “в военном ведомстве создана рабочая группа, которая рассматривает аналогичный вопрос касательно и других военных конфликтов на территории бывшего СССР в конце XX — начале XXI века: приднестровского, грузино-абхазского, осетино-ингушского…”.
Кроме того, по словам генерала, в Минобороны завершается согласование документа, который утвердит порядок пользования сотовыми телефонами военнослужащими срочной службы. (Ранее им это запрещалось. Как конкретно солдаты смогут пользоваться мобильниками, еще обсуждается. Возможно, будут отведены специальные часы для звонков. Или, например, солдату, пожелавшему позвонить, его мобильник будет выдавать командир. А все остальное время трубки станут хранить в сейфе. — Авт.). А в библиотеках воинских частей — а на перспективу, к 2011 году, и в комнатах досуга — появятся места коллективного пользования интернетом.