— В этом заключается одно из отличий нынешнего кризиса от 98-го года, — говорит глава Института социологии Михаил Горшков. — Тогда 58% граждан заявляли, что будут искать выход и стараться что-то делать. Сегодня две трети говорят, что ничего предпринимать не будут и пусть все идет как идет.
Впрочем, годы с момента кризиса 90-х для россиян прошли не совсем зря. За это время, по словам Горшкова, мы успели научиться думать не только о сегодняшнем, но и завтрашнем дне. Тенденция, которую не раз отмечали многие банковские аналитики, и здесь прослеживается четко — в 98-м году люди, в пожарном порядке изымавшие деньги из банков, срочно их тратили. Кто во что горазд — долгожданный отпуск, вожделенные новый холодильник, ремонт в квартире, машина и прочие блага цивилизации. В сентябре-ноябре прошлого года, когда ощутимо повеяло затхлым душком экономической нестабильности, подобное тоже наблюдалось, но не столь масштабно. Накопленный за тучные годы опыт принес свои плоды: во-первых, отток средств со счетов оказался не таким массовым, во-вторых, изъятые деньги далеко не все бросились тратить. “Когда начался нынешний экономический кризис, россияне тоже начали изымать деньги. Но многие превратили их просто в иные “деньги” — акции, ПИФы, валюту.
Реакция на жуткое слово “кризис”, которое долгое время не решались произносить вслух в высших эшелонах власти, оказалась в нашем обществе замедленной. Несмотря ни на что, граждане совсем недавно искрили позитивом: положительные оценки происходящего весной 2009 года преобладали над негативными. Но постепенно пелена с глаз начала спадать, и сейчас жестокая кризисная реальность все больше отвоевывает место в сознании россиян. Сегодня подавляющее большинство граждан оценивает ситуацию в стране как кризисную или даже катастрофическую. Несмотря на все инертное отношение к экономическим трудностям, в котором обвиняет россиян неумолимая статистика, есть вещи, не оставляющие равнодушными практически никого. На первый план у подавляющего большинства наших сограждан вышли ценности домашнего очага — 75% населения заявляют, что хотят иметь крепкую семью, надежных друзей, и прожить свою жизнь честно, и быть не хуже других.
Лимит прочности, который на ура демонстрирует население нашей необъятной, еще не исчерпан — мы упорно продолжаем верить власти и ждать от нее решения всех нынешних и будущих проблем. Несмотря на частенько звучащую критику, 39% опрошенных по-прежнему уверены, что правительство сможет предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в стране. 22% с этим не согласны и еще 39% просто не в состоянии оценить антикризисные меры. “Наша повседневность по большому счету устойчива, и кризис вот так просто этого не переломит”, — отмечает Горшков.
Достаточно спокойно россияне смотрят и в посткризисное будущее — среди возможных последствий нынешней экономической ситуации преобладает апатичная оценка. 36% респондентов уверены, что “ничего существенного не произойдет, народ перетерпит”. Для сравнения: в 1998 году граждане были настроены куда более решительно и революционно, и “терпеливцев” было лишь 17%. Однако, подчеркивают социологи, терпение у россиян хоть и долгое, но не бесконечное. И продолжать его испытывать просто небезопасно: “Эта эластичность сродни принципу пружины. Она сжимается, сжимается, но однажды может очень сильно разжаться”, — замечает Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН. И добавляет: “Рано или поздно это случится, и это крайне опасно”. Впрочем, лишь 22% заявляют, что будут участвовать в массовых акциях протеста. Реально в случае начала таких акций доля участвующих в них будет еще меньше.
Исследования Института социологии явили миру достаточно противоречивую картину. С одной стороны, мы (почти поголовно!) отмечаем ценность семьи, стабильности и домашнего уюта. С другой — предпочитаем вяло выжидать, нежели решительно защищать этот самый очаг и пытаться активно искать выход из ситуации. С психологической точки зрения это объяснимо: после потребительского существования последних лет с изобилием легких заемных денег на стратегию сбережения и строгой экономии перестроиться очень сложно. Но не стоит забывать при этом известную закономерность дикой природы: если льву долгое время носить в клетку куски жирного мяса, он отвыкнет охотиться и добывать себе пропитание на воле уже не сможет. Сегодня, судя по данным опросов, среднестатистический россиянин стал напоминать именно такого льва.
Как долго, на ваш взгляд, продлится кризис?
До лета этого года - 3%
Примерно до конца 2009 года - 15%
Этот и следующий год - 21%
Два-три года - 29%
Больше трех лет - 8%
Более пяти лет - 3%
Трудно сказать - 21%
По данным Института социологии РАН.
Опрос проводился в феврале 2009 года.
Готовы ли вы принять личное участие в массовых акциях протеста?
Безусловно, да - 5%
Скорее всего да - 17%
Скорее всего нет - 30%
Безусловно, нет - 31%
Затрудняюсь ответить - 17%
По данным Института социологии РАН.
Опрос проводился в феврале 2009 года.