Катастрофа на атомной подводной лодке, страшней которой не было со времен “Курска”, произошла в субботу в акватории Японского моря. Новейшая подлодка “Нерпа”, еще не принятая на вооружение, проходила ходовые испытания. По предварительной версии, в результате нештатного срабатывания системы пожаротушения погибли 20 человек. Еще 27 пострадали. Авария, по утверждению военных, не затронула ядерный реактор, и утечки радиации не произошло. Эксперты “МК” не исключают, что срабатывание системы пожаротушения было вовсе не нештатным, а произошло как раз во время ее испытания. А значит, причина трагедии — запланированное головотяпство.
Автоматическая система пожаротушения сработала в 20.45 по местному времени. В тот момент на субмарине находились 208 человек — 81 военный и сдаточная команда, большинство из которых с Амурского судостроительного завода, в том числе специалисты отдела ядерной и радиационной безопасности. Проходил процесс “стажировки” военных. Судостроители показывали, как управляться с новой лодкой. По версии экспертов, причиной ЧП могла быть ошибка в программировании либо ошибка в эксплуатации, которая повлекла несанкционированную работу системы пожаротушения.
Система сработала в двух отсеках — первом (носовой торпедный отсек) и втором (жилой либо аккумуляторный). В них стал поступать фреон — он вытесняет кислород, и из-за этого пламя затухает. Эти помещения были тут же загерметизированы — отсечены переборками от других. Находившиеся в них люди умерли от отравления фреоном и удушья.
После ликвидации аварии отсеки были открыты и провентилированы. Но 20 человек спасти не удалось. В числе погибших — замполит судна капитан 2 ранга Евгений Головных, начальник химической защиты капитан 3 ранга Александр Подборнов, мичман Александр Прудников. Остальные — работники Амурского завода, завода по утилизации подлодок “Звезда”. Есть и старые, и молодые, даже родственники — например, Александр Нежура задохнулся, а его отец в тяжелом состоянии госпитализирован. Самых тяжелых пострадавших на вертолете отправили во Владивосток, остальных переместили на сопровождающий подлодку большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота “Адмирал Трибуц”. На полном ходу судно отправилось на базу в поселок Фокино, туда же своим ходом пошла и “Нерпа”. После полудня воскресенья корабли пришли на базу, пострадавшие были отправлены в госпитали.
Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин заявил, что в связи с данным инцидентом возбуждено и расследуется уголовное дело по статье УК “Нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц”. А также подтвердил, что, по предварительным результатам, причиной смерти людей стал фреон.
Почему погибли люди?
Комментарий капитана 1 ранга в отставке, академика Адольфа МИШУЕВА:
— Когда фреон поступает в помещение, он вытесняет оттуда кислород. Процесс этот постепенный, а потому люди не сразу могут его зафиксировать, в результате наступает удушье. Никакие противогазы тут не помогли бы, поскольку через них люди также вдыхали бы один фреон. Как капитан в отставке, могу с полной ответственностью заявить, что во всех помещениях, где есть баллоны с фреоном, должны быть датчики контроля за содержанием кислорода, а также система сигнализации на случай его критического снижения в воздухе. Если бы такая сигнализация была в испытываемой АПЛ, уверен, жертв можно было бы избежать — люди успели бы вовремя покинуть опасные отсеки.
Комментарий токсиколога НИИ скорой помощи им. Джанелидзе:
— Сам по себе фреон инертен и отравления не дает. Он опасен только тем, что вытесняет из помещения необходимый для жизни кислород. При этом у человека наступает гипоксия, то есть удушье со всей присущей ему симптоматикой.
Самый первый признак гипоксии — сонливость, в дальнейшем человек может даже заснуть и не проснуться. В атмосфере, перенасыщенной фреоном, человек погибает. Выживших должны были сразу вывести на свежий воздух, освободить от стесняющей дыхание одежды. При доставлении в стационар всем отравившимся фреоном предложили кислородную терапию, то есть непрерывное вдыхание кислорода в течение 30—45 мин. Если первая помощь проводится правильно, больной восстанавливается без каких-либо последствий для здоровья.
В самой картине аварии остается множество неясностей. Например, по словам источника из Тихоокеанского флота, по отчетным данным, на подлодке находится 220 портативных дыхательных устройств (ПДУ). По идее, их должно было хватить на всех. Почему находящиеся на подлодке не успели воспользоваться ПДУ, будет выяснять следствие.
* * *
“МК” обратился за версиями к экспертам и задал несколько вопросов председателю Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитану 1 ранга Игорю Кудрину.
— Игорь Кириллович, что это за система пожаротушения, из-за которой гибнут люди?
— После того как в 60-е годы на атомных лодках произошло несколько крупных пожаров с гибелью большого количества личного состава, конструкторы придумали новую систему пожаротушения, которая называется “ЛОХ” (лодочная объемная химическая). Она предусматривала подачу газа фреон-112, который является ингибитором (т.е. связывает кислород) и прекращает горение в отсеке. В зависимости от того отсека, где произошла авария, фреон может подаваться из любого смежного отсека, или из своего отсека, или с центрального поста.
Считалось, что фреон совершенно безвреден для человеческого организма (в холодильных машинах используется фреон-114, схожий со 112-м). Но после того, как произошла авария, аналогичная этой (тогда погибли два человека), выяснилось, что этот газ оказывает токсичное действие на организм человека и может привести к гибели.
— Но его использование не запретили…
— Фреон в системе пожаротушения оставили, но было четко прописано, что перед тем как давать фреон в отсек, следует убедиться, что люди находятся в индивидуальных средствах защиты. Именно поэтому каждый, кто находится на лодке, должен иметь при себе ПДУ (портативное дыхательное устройство). В шутку его называют “подарок донецких углекопов”, потому что подобную штуку носят шахтеры. Берешь в рот загубник — и тебе гарантировано 20 минут нормального дыхания кислородом. За это время нужно найти штатное индивидуальное средство (ИДА-59 или противогаз).
“ЛОХ” — система хорошая и нужная, но… Сейчас на лодках, при модернизации или постройке новых, стали устанавливать систему “ЛОХ” с автоматической подачей.
— И, как любая автоматика, она стала давать сбои…
— Да, командиры лодок рассказывают, что она реагирует на малейшее задымление в отсеке. То есть, если где-то пожар, система сама включается и автоматически подает фреон. И, бывает, она ошибается: появились случаи несанкционированной подачи при ложном срабатывании сигнализации. Поэтому командиры оставляют лишь ручное управление, выключая автоматику. Конечно, это можно считать нарушением.
На “Нерпе”, поскольку она только что построена, без сомнения, стояла система с автоматическим включением от сигнализации задымленности. Лодка вышла в море на государственные испытания, где проверяются все системы. На лодке в каждом отсеке очень много различных систем, и все они должны быть проверены. Видимо, как раз проверялась система пожаротушения. Проверка всегда начинается с носа в корму — сначала первый отсек, потом второй и т.д. Судя по тому, что “ЛОХ” был дан в первый-второй отсек — скорее всего это было именно испытание, причем самое начало.
Это же подтверждает и список погибших: в нем значится офицер-начхим.
— На лодке находились 208 человек, при штатной численности 73, — не слишком ли много?
— Когда лодка выходит на боевую службу, на ней, согласно всем документам, должно находиться не более 10% сверх штатного личного состава. На “Нерпе” их было в три раза больше. Наверное, на таких серьезных испытаниях это неизбежно.
Эта лодка ВМФ фактически не принадлежит. Она принадлежит промышленности, которая за нее и отвечает. На время испытаний на ней находилась гражданская сдаточная команда. Но управляют лодкой, конечно, военные, потому что не может быть гражданского сдаточного капитана.
Я неоднократно бывал на таких испытаниях — для офицеров и командиров настоящий ужас, когда по лодке ползают на каждого подводника 2—3 гражданских, которым надо где-то спать и что-то есть. Гражданские всегда давят на командиров, утверждая, что на испытание нужно взять именно этих специалистов. Командир сопротивляется, говорит: “Зачем вам 30 человек? Возьмите пять”. Обычно рядом на испытаниях находится судно, и специалисты, не задействованные сегодня, находятся на нем. Когда нужен какой-то специалист, его берут с этого судна, чтобы на лодке не было одновременно слишком много людей.
— Нигде нет информации: в момент трагедии лодка находилась под или над водой…
— Думаю, что скорее всего лодка находилась в подводном положении. Но даже если бы она была в надводном, спастись было бы сложно, потому что фреон идет с потолка очень быстро, так что потеря сознания гарантирована.
— Выходит, что воспользоваться ПДУ люди просто не успели?
— Иметь ПДУ должен каждый, вне зависимости от того, подводник он или гражданский. Устройство висит на поясе, в случае аварийной ситуации его следует надевать, как только появилась угроза жизни. Может быть, кто-то из тех, кто выжил, сообразил и успел надеть ПДУ. На лодке все поголовно в противогазах не ходят.
“Противогаз надо родить”
О том, что на наших боевых кораблях и подлодках часто не хватает элементарных средств защиты, моряки знают не понаслышке. Один из сотрудников “МК” служил “срочником” на военном корабле на Тихоокеанском флоте. Вот что он рассказал:
— Противогазы полагались всем, но из новобранцев их не дали никому. Так и сказали: “Роди где хочешь, но чтобы к утру противогаз был”. Инструкция по поведению при объявлении пожарной тревоги — небольшая книжечка — лежала у каждого в кармане. Об объявлении тревоги обычно извещало корабельное радио — прерывистыми сигналами. На надевание противогаза давалось 30 секунд, но все знали: за это время нацепить его просто нереально. Кстати, рабочим, которые иногда прибывали на корабль для устранения неисправностей, никаких средств защиты не выдавали. И случись что серьезное — они погибли бы первыми.
Картина в итоге вырисовывается ужасающая. Массовая гибель людей — почти всегда результат чьего-то разгильдяйства (если, конечно, речь не идет о теракте). В случае с “Нерпой” эта халатность была двойной: заводские специалисты решили провести заведомо опасные испытания (данные о несовершенстве “ЛОХ” почти наверняка были в их распоряжении) и не обеспечили средствами защиты коллег. Конечно, виновных накажут — уже можно предположить, что понесет наказание руководство Амурского судзавода, пострадают и должностные лица ТОФ. Но, как показывает практика, учиться на чужих ошибках мы не умеем. А учиться на своих, как правило, бывает слишком поздно.
СПРАВКА "МК"
МПЛАТРК (многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми) К-152 “Нерпа” проекта 971И “Щука-Б” (по натовской классификации Akula-2) была заложена на Амурском судостроительном заводе в 1991 году. Затем строительство было заморожено из-за недостатка средств у Российского Военно-морского флота.
К 2002 году готовность ее составляла 68%.
В 2004 году был заключен контракт на достройку с глубокой модернизацией и сдачу в аренду военно-морским силам Индии.
Передача лодки планировалась в 2007 году, однако завод задержал строительство. Планируется, что лодка будет сдана в лизинг в декабре 2009 года за 650 млн. долларов сроком на 10 лет.
11 июня 2008 года лодка начала программу испытаний перед вводом в эксплуатацию. 31 октября совершила первое погружение. По окончании испытаний лодка будет передана ТОФ.
У проекта 971 “Щука-Б” имеются следующие особенности:
• дальность обнаружения целей возросла в 3 раза;
•уровень собственных шумов снижен приблизительно в 4 раза по сравнению с предшественниками;
•высокая степень автоматизации позволила уменьшить численность экипажа почти вдвое.
Тактико-технические характеристики:
размеры — 110х14х9 м;
скорость — надводная 11,6 узла;
подводная — 30 узлов;
максимальная глубина погружения — 600 м;
автономность — 100 суток;
экипаж — 73 человека.
Вооружение — торпедные аппараты (4 аппарата — 533 мм, еще 4 — 650 мм), 28 ракет, торпед или мин.