Ну все, народ начал скупать доллары. Процесс пошел, как говорит Михаил Сергеевич.
Граждане запаниковали. Удержать их в неведении и спокойствии не удалось, хотя власти изо всех сил старались не называть кризис кризисом, обвал обвалом, а резкое падение изображать как плавное снижение.
Сегодня вопрос о сохранности сбережений встал перед каждым, у кого они есть. Пускай их не так много, этих сбережений. Пускай тридцать тысяч, отложенных на черный день. Но вдруг рубль рухнет, и они одним махом превратятся в три?
Ужас. Не хочется даже про это думать.
Но думать надо. Все уже думают, как умеют. В частности, превращают рубли в доллары, несмотря даже на то, что премьер Путин считает это сомнительным делом.
По мнению Путина, у нас есть сложности, но нет кризиса. Его мнение — оно, конечно, очень компетентное. Но давайте все-таки купим “зеленых”, пока они еще не скакнули за тридцатку.
Сохранить накопления — задача номер один у мыслящего человека. Переведя их в валюту, он может выиграть. Но… может и проиграть.
Никто ведь не знает, что будет потом. Может, девальвируют рубль, а может, наоборот, запретят свободное хождение доллара. И будет, как в “совке”, сделки с валютой — уголовно наказуемое деяние, десять лет строгого режима. Что тогда делать с долларами? Туалет ими обклеивать?
Кто вложил деньги в акции — уже обклеивает. Вернее, еще не обклеивает, но внутренне готовится, хотя при этом продолжает надеяться на чудо. А вдруг ВТБ, скажем, выкупит у граждан свои акции по прежней цене? Путин прикажет, и банк выкупит, чтоб поддержать доверие населения к финансовым институтам.
Да, хорошо бы он приказал. Может, прикажет. А может, и не прикажет. А может, прикажет, да его не послушаются… Все может быть. Впереди — полнейшая неясность. Никаких прогнозов. Только слухи, догадки, предположения.
Финансовый кризис — самая загадочная штука после летающих тарелок. Одни говорят, вас не коснется. Другие говорят, вас коснется. А как коснется? Куда? В какое место будем падать? Скажите, мы там соломки подстелим.
Никто не знает. Уверенными в завтрашнем дне могут быть только сотрудники ФСБ. Они в любом случае сохранят работу и зарплату. За остальных ручаться нельзя. Бюджет страны зависит от нефти, а нефть падает.
В среду упала ниже 70 долларов за баррель. Честно сказать, я даже не знаю, сколько в барреле литров. Но помню, что летом его цена доходила до 140 баксов. Сегодня он вдвое подешевел. Бензин, соответственно, тоже должен был бы подешеветь. Бензин, солярка и авиабилеты. Но нет, почему-то ничего не дешевеет.
Никто не разъясняет причуды рынка. Все заняты важными государственными делами. Президент подводит итоги Года семьи, премьер открывает мост через Обь.
Нельзя, однако, сказать, что меры не принимаются. Принимаются. Раз в неделю правительство объявляет о выделении очередных миллиардов на стабилизацию рынка. Откуда эти миллиарды берутся? Куда деваются? Кто и как за них отчитывается? Тоже никто не объясняет. Миллиарды летают туда-сюда, как мячики у жонглера. Тем выделим, этим прибавим, там компенсируем… Миллионами никто уже не мыслит, это скучно, в ходу миллиарды и триллионы.
Сейчас правительству требуется полная свобода в распоряжении бюджетом страны — чтоб, значит, снимать деньги с одних статей и перебрасывать на другие, ни с кем не согласуя свои действия. На три года — в связи с мировым кризисом. Соответствующее положение уже внесено в Думу. Если оно пройдет, Дума лишится последних властных полномочий — контроля над бюджетом.
Будет как в семье, где все отдают заработки одному сыну, про которого почему-то решили, что он самый умный. Он тратит деньги по своему усмотрению — предполагается, что в интересах семьи. Но что творится в его бухгалтерии? Почему он принимает те или иные решения? Никому не известно.
* * *
Наша система государственного управления напоминает огромного динозавра. Где-то очень высоко — маленький мозг. Думает. Бесконечная шея, гигантское туловище и тумбы-конечности ловят сигналы мозга. Некоторые сигналы проходят с искажениями. Некоторые застревают на полдороге, заставляя динозавра топтаться на месте и дергаться в судорогах.
Мне кажется, топтания и содрогания приведут к тому, что в конце концов динозавр обделается. Такая картина представляется мне логичной и закономерной, и то, что граждане принялись переводить твердые рубли в презренную американскую валюту, показывает, что не я одна так считаю.
Правда, если такая беда случится, доллары никого не спасут. Продукта пищеварения хватит на всех. Он ведь очень большой и мощный, наш динозавр.