Школьники дубасят друг друга перед видеокамерами, чтобы стать знаменитыми
Поделиться
За углом школы раздается веселый гогот: дети склонили головы над дисплеем мобильника. На экране компания девочек лет 13 плотным кольцом окружает скорчившуюся от боли, лежащую на земле сверстницу. Девушки поочередно выходят и принимаются таскать несчастную за волосы, бить ногами и кулаками. В качестве саундтрека — ободряющие крики и восхищенные возгласы…
“Где скачала, Лен?” — с завистью спрашивают владелицу мобильника одноклассники. Девочка говорит название сайта…
Ради развлечения избить, оскорбить одноклассника, а процесс заснять на мобильник и выложить в Интернет — такие нынче забавы у молодых. В сути этого явления, получившего называние happy slapping (от англ. “веселенькое избиение”), попытался разобраться “МК”.
Впервые о хеппи-слэппинге заговорили в Великобритании несколько лет назад, когда школьный учитель стал случайным свидетелем шокирующего видеоролика на мобильнике ученика. Два 14-летних подростка жестоко избили и изнасиловали 11-летнюю девочку, засняв процесс на камеру мобильника, — “для прикола”, как честно признались потом юные изверги.
Сейчас Интернет пестрит подобного рода записями. На первом же популярном у молодежи сайте, куда я залезла, пытаясь найти съемки драк, мне попался ролик под названием “Школьный махач”. Сюжет: на заснеженном дворе возле многоэтажек один паренек начинает задирать другого. Вокруг шатаются неприкаянные мальчишки. Задира скидывает куртку, отдает ее “секундантам” и набрасывается на соперника. Завязывается драка, жертва падает, получает “недетские” тумаки, удары ногами, корчится от боли… Все происходит под свист и гогот зрителей побоища.
И это чуть ли не самое “легкое” видео, которое предлагается скачать в Сети.
Сюжеты пожестче можно спокойно приобрести на многочисленных видеорынках, например на Горбушке. Наибольшей популярностью, по признанию продавцов, пользуются видеозаписи драк 12—14-летних девочек: они разлетаются как горячие пирожки. Далее — драки футбольных фанатов, просто “махачи”, домашние и уличные “мочилова”, изнасилования — ассортимент способен удовлетворить любой вкус. Цена — от 1000 рублей за диск.
* * *
— Появление хеппи-слэппинга — вещь биологически обоснованная. Агрессия и насилие всегда были свойственны подросткам, сильные издевались над слабыми, другое дело, что у этих явлений не было такой массовой популярности и огласки, — говорит психиатр-криминалист МВД РФ, доктор медицинских наук Михаил Виноградов. — Сегодня формы жестокости обострились, во многом благодаря современным технологиям — при помощи них можно продемонстрировать всему свету, насколько ты на самом деле “крут”.
Спрос на такие записи невероятно велик — за хорошие съемки платят до $1000, что для подростка, конечно, сумма немалая. Кстати, участились случаи “постановочных” драк.
Получить гонорар за тумаки “понарошку” согласится практически каждый подросток.
Реальная драка и увечья — страшно, а “засветиться” хочется…
Если раньше это были “игры” для мальчиков, то сейчас хеппи-слэппингом “балуются” в основном девочки. Представительницы слабого пола биологически более агрессивны, чем мужчины. Всем известно, что женские драки самые жестокие.
— Я считаю, что с хеппи-слэппингом нужно бороться на государственном уровне, — уверен Михаил Виноградов. — Но ни в коем случае нельзя запрещать школьникам пользоваться во время занятий мобильниками, как это сделали в некоторых европейских странах.
Необходимо ввести в школах психологические обследования. Ведь, по статистике, есть определенная категория детей: примерно 15% мальчиков и 15% девочек, у которых повышен агрессивный фон из-за изменений структуры головного мозга. Если мы научимся выявлять эти изменения на ранних этапах, мы сможем направлять эту природную агрессивность в социально приемлемые рамки. А именно — в силовые структуры, ОМОН, спецназ…
* * *
Пару месяцев назад в семье моей хорошей знакомой случился скандал: ее сын-восьмиклассник забыл дома мобильник, а любопытная мамаша в него залезла… К своему ужасу дама обнаружила среди милых видеозаписей совместной прогулки на катамаранах запечатленные на видео избиения подростков. Половина драк была явно скачана из Интернета, так как с телефонного экрана лился поток нецензурной английской брани. Но были и записи потасовок одноклассников Ильи, закадровые комментарии на которых (“Мочи его!”, “Ломай, ломай ему палец! Да не ори ты, недое...ок!”, “Отойди, ты мне загораживаешь!”) звучали довольно разборчиво.
“Это что такое?!” — мама трясла телефоном с компрометирующими записями перед носом сына, когда тот вернулся домой. Но Илюша ограничился только парой фраз: “А че, ма, это ж прикольно! Да и ваще, этот урод сам виноват! Не надо быть таким тормозом! Его и били несильно, так, для вида…”
“Ну откуда это у него?!” — проливает слезы несчастная Илюшина мама.
Что же делать родителям, чье чадо “балуется” хеппи-слэппингом?
— Статистика говорит о том, что хеппи-слэппинг — в основном забава детей из обеспеченных семей. Скорее всего, если ребенок увлекся такими забавами, значит, благополучие только внешнее, “фасадное”, — говорит терапевт-психолог Ольга Лукина. — Это признак того, что в семье точно есть проблемы, какой бы гладкой ни казалась атмосфера, где-то потерян контакт с ребенком.
С этим явлением на практике Ольга, по ее собственному признанию, столкнулась семь лет назад и с тех пор наблюдает изнутри, как такая форма выражения агрессии бешеными темпами набирает обороты.
— Это напрямую связано с социальным контекстом. Детям с пеленок внушают, что надо быть сильным и агрессивным, если хочешь чего-то добиться в жизни. И они воспринимают это как прямой призыв к действию, — уверена Лукина. — Только при этом им забывают объяснить, что сила бывает разной: сила духа, жертвенная, для преодоления возникающих препятствий, или сила физическая — грубая и бескомпромиссная.
Бороться с хеппи-слэппингом, как считает Лукина, надо не только на уровне семьи: в школах необходимо создавать обязательные групповые занятия учеников с психологом, где детям объясняли бы, что такое сострадание, как справиться с внутренней агрессией, как рассказать о проблеме родителям, как разрешать конфликтные ситуации и т.п.
— К сожалению, очень часто обнаружение таких видеозаписей в мобильных или компьютерах детей не сильно тревожит родителей — мало ли чего нет в Интернете! Но, как правило, факты такого “детского увлечения” выявляются параллельно на фоне других проблем, чаще всего в скрытой агрессии ребенка к родителям, — уверена Лукина. — Ведь зачастую агрессивные неуправляемые саморазрушительные импульсы в подростке — прямой результат “деформации” отношений с родителями. В таких случаях необходимо работать прежде всего со взрослыми, чего последние зачастую старательно избегают — им “не до глупостей”. Часто ко мне приводят детей: мы, мол, вам заплатили, а вы уж там сами разберитесь что к чему. Эффективность такой работы очень ничтожная. Потому что вся агрессия подростка — это, с одной стороны, копирование родителей, с другой — таким образом он тоже пытается защитить свою ранимость.
* * *
— Если взрослый человек знает цену здоровью и жизни, то подросток просто не имеет об этом представления, у него нет социальных тормозов, — говорит психиатр Михаил Виноградов.
Так ли это? “МК” попытался выяснить, как сами подростки относятся к такому явлению, как “хеппи-слэппинг”.
Влад, 15 лет:
— У меня в школе есть такие, кто специально дерется на камеру, иногда до крови. Недавно вот парню из параллельного голову пробили случайно… Учителям сказали потом, что в хоккей играл, упал неудачно и коньком по голове получил. Сам я в таких “спектаклях” не участвую.
Александр, 14 лет:
— Есть такое дело, только я думаю, что все, кто в этом участвует, какие-то отморозки. Если бы вдруг увидел такую драку, то… наверное, позвал бы на помощь. Но, слава богу, у нас в школе ничего подобного не было.
Люда, 13 лет:
— Я очень много таких сюжетов в Интернете видела. У нас в школе, конечно, дерутся, но никто это на видео не снимает, наоборот, прячутся.
В Интернете отзывы куда смелее. “Круто”, “Аццкое мачилово! Не мог вчера заснуть — такой андреналин!”, “Жесть! Хачу исчо!” (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены. — “МК”) — восторгу “ценителей жанра” нет предела.
Даша П.: “Я со своей подружкой подралась на перемене. Друзья записали это на телефон, передали всем по блютусу, и я стала знаменитой!!!!!!!!!!!!”
Аноним: “Шок 10 секунд+драйв на целую неделю =) Мы таким занимаемся с 2003 года. Все начиналось с того, что мы играли в карты, затем проигравший выбигал и первого встречного фигарили в живот кулаком — ЭТА ТЕМА ДАВНО СУЩЕСТВУЕТ ПО ВСЕМУ МИРУ — тока тогда камер не было ище, а вот когда они появились — пошло поехало”.
Антоха: “Лично я ничего не вижу плохого в том чтобы снять стресс, выбижав и дав камунить в пузо, при этом снять все на мобилу. Или лучьше с ума сойти или истерику закотить? а может пойти и расфигарить чёнить?”
Впрочем, справедливости ради следует отметить, что в основном интернет-публика высказывает свое отношение к “веселеньким” сюжетам весьма осторожно.
Goblin: “Какой смысл бить того кто слабее тебя? вот найти того кто равен или сильней тебя в этом и заключается вся прелесть хорошей потасовки, а **ячить по чем зря всяких “загонов” и тд для развлечения это уж простите признак слабины и несостоятельности человека”.
Rekil: “У меня даже знакомые были, которые такими вещами заниматься любили. Выбирали кого-нить втроем-вчетвером и начинали задевать, а потом и били. А один на камеру снимал. Радует, что не сильно пока, но хз до чего все это дойдет...”
Tish_ka: “Кошмар какой-то.. в четверг позвонила близкая подруга и, рыдая в трубку, сообщила, что ее 12-летнего сына какие-то изверги избили сильно очень. Вадик говорит, что это были ребята из соседней школы и что все снималось на несколько мобилок. В милиции подругу “послали”, типа у них, таких занятых, есть дела поважнее, чем “детские разборки”...
Директриса заявила, что все происходящее за стенами школы — школы не касается…
Короче, телики под замок, этих детей — в изолятор, а родителей — на пожизненное: пусть подумают в тишине и покое о таком необходимом деле, как “воспитание детей”.
Чтобы узнать, отслеживается ли появление в Сети таких жестоких видеороликов и существует ли наказание за подобные развлечения, “МК” обратился в управление “К” МВД РФ (подразделение, занимающееся преступлениями в сфере высоких технологий. — “МК”). Там нам честно признались, что модерация и контроль того, что происходит в Интернете, не являются сферой их компетенции. Оперативники занимаются расследованием только тогда, когда поступает заявление о том, что на сайте Х пользователь Y нарушает определенную статью Уголовного кодекса. Правда, довести до суда дела об избиениях, снятых на мобильник, дело трудное и практически безнадежное — ведь в российском УК нет статьи, под которую могли бы попасть ролики подобного содержания. Хулиганством это не считается, а на “нет”, как известно, и суда нет.
София РОДКЕВИЧ.
СПРАВКА “МК”
Только факты
Тюмень. Февраль 2006 года. 14-летняя Наташа Суворова, каждый день подвергавшаяся нападкам и унижениям со стороны одноклассниц, попыталась покончить жизнь самоубийством. Девочки пригласили ее на квартиру и жестоко избили. Не выдержав пыток, Наташа шагнула вниз с балкона 8-этажа. Чудом девочке удалось выжить… Одной из основных улик против Наташиных мучительниц стала запись происходящего на сотовый телефон, которую одна из девушек выложила в Интернет.
Та же Тюмень. Несколько месяцев спустя. 15-летняя Маша Багаева зверски избита одноклассниками. Истязания начались в гараже, а затем жертву на такси перевезли на квартиру. Бедняжку избивали бутылками, тушили об нее сигареты, душили и приставляли нож к горлу, а под конец побрили наголо. “Веселенькие” кадры девицы “запечатлели” на мобильный, чтобы потом “поржать”. Полуживую девочку попытались заставить ограбить прохожего, но она наотрез отказалась. Спас несчастную таксист, волей случая оказавшийся знакомым Машиного папы. Он и отвез девочку домой.
Поселок Чуна в Иркутской области. Март 2007 года. Девятиклассница Светлана избита толпой одноклассниц, содеянное заснято избранными девочками-операторами, которые выложили все это в Сеть на продажу. Кстати, в момент избиений мимо шли парни из старших классов. Увидев происходящее, они… достали мобильники и присоединились к снимающим.
Иваново. 2007 год. Банда 15-летних подростков издевалась над местными бомжами: избивали, плевали в лицо, а “развлечение” записывали на фотоаппараты. Такое видео пользовалось невероятным спросом, а особенно зрителей веселила надпись: “В процессе съемок ни один бомж не ушел здоровым”.
Рыбинск. Весна 2007 года. Двое подростков 14 и 16 лет из Рыбинска избивали прохожего. От полученных травм тот скончался. Экзекуция была подробно снята тинейджерами на мобильник. Запись потом сыграла решающую роль на суде: подростки получили по 6 лет заключения в колониях строгого режима.
СПРАВКА “МК”
Как борются с хеппи-слэппингом в других странах?
Во Франции. В марте 2007 года Конституционный совет Франции одобрил закон о введении уголовной ответственности за съемки насилия на видео. По этому закону любой человек, не являющийся журналистом, не имеет права снимать сцены насилия, избиений, драк и т.п.
Нарушение закона грозит наказанием до пяти лет тюрьмы и штрафом до 75 тысяч евро.
В Италии. Министерство образования Италии запретило использовать мобильные телефоны в школах. Это произошло после того, как в Интернете появилась видеозапись, сделанная на мобильный телефон в одной из итальянских школ. В ролике ученики издевались над своим одноклассником, страдающим аутизмом. Видео вызвало на Апеннинах грандиозный скандал. Прокуратура начала следствие против четырех школьников, учителей и компании — владельца сайта, на котором разместили запись.
В Греции. Аналогичный запрет чуть раньше — в декабре 2006 года — вынесло Минобразования Греции. Это случилось после того, как в распоряжение СМИ попала видеозапись изнасилования в одной из греческих школ, снятая на камеру мобильного телефона.
В Великобритании. На днях перед королевским судом города Лидса предстала 15-летняя девочка, записавшая на мобильный телефон убийство мужчины. Жертва — 29-летний Гевин Уотерхаус — умер в результате разрыва селезенки через три дня после того, как был зверски избит двумя подростками. Подобных прецедентов еще не было. Это первый случай на территории Англии и Уэльса, когда к ответственности привлечены не только непосредственные участники избиения, но и оператор, стоявший в стороне и снимавший происходящее на камеру. Прокурор требует для девочки пожизненного заключения.