Вчера Центризбирком презентовал избирательный бюллетень на грядущих выборах президента. Так или иначе, любой россиянин должен увидеть сей документ 2 марта, в день голосования. Если даже вы не явитесь на участок, члены избирательной комиссии должны наведаться к вам домой. А если и этого не случится — бегите в суд и требуйте компенсации. Благо прецедент уже есть. Как стало известно “МК”, казанская пенсионерка объявила войну избирательной комиссии, которая не позволила ей проголосовать. Это первое и единственное дело по нарушениям в думские выборы, которое дошло до суда. И закончится скорее всего победой россиянки.
2 декабря 2007 года она целый день не отходила от окна. Даже просила соседей проверить, открыта ли дверь в подъезде (сама она с трудом и по дому-то передвигается). Трижды звонила в районную избирательную комиссию, где ей раздраженно говорили: мол, зря волнуетесь, к вам обязательно принесут урну. Но дорогие гости на порог квартиры инвалида второй группы так и не ступили.
— У меня есть несколько больных подруг, которым урну тоже не принесли. Они смолчали. А ведь это страшно — молчать, когда о нас вот так вытирают ноги, — уверенно заявляет 75-летняя Лия Дмитриева.
Она и не смолчала. Подала иск в Вахитовский райсуд, чем неприятно поразила всех чиновников от избиркома. Да что там — потрясла всю Казань. Узнав об этом необычном деле, заступиться за Лию Закировну, у которой на адвокатов денег просто нет, решил юрист Ирек Муртазин. Он-то и ходатайствовал, чтобы дело рассматривалось у нее дома. Беспрецедентный, кстати, случай.
— В конце концов, в законе не уточнено, где именно могут проходить выездные слушания, — говорит Ирек. — В Казани их проводили в домах культуры, школе, спортзале. Так почему бы служителям Фемиды не приехать на дом к больному человеку?
Самое интересное, что судья Луиза Сибгатулина это ходатайство удовлетворила. На днях прошло предварительное слушание. Пока еще в здании суда, без Лии Закировны. На нем-то и было окончательно решено, что ответчиком в этом деле является не участковая избирательная комиссия, которая даже не имеет статуса юридического лица и уже не действует, а ЦИК вместе с Минфином России. А в ближайшее время Дмитриева снова ждет гостей из избиркома. На этот раз им придется приехать поневоле, хоть и без урны…
Представитель избиркома на суде иск не признал. И даже заявил, что в тот день к Лии Дмитриевой приходили, причем не раз. Но она дверь не открыла.
— Больше всего меня расстроило это вранье. Я понимаю, конечно, что они чиновники и боятся потерять премии, работу. Но они же в первую очередь люди, — с горечью говорит Дмитриева. — Я живу на первом этаже и все глаза проглядела, их дожидаясь. Тем более, сначала они вообще заявляли, что я не звонила в участковую избирательную комиссию и не просила, чтобы мне принесли урну. Поменяли свои показания, как только я попросила предоставить распечатку телефонных разговоров за тот день. Выкручиваются, юлят. Я всю жизнь преподавала в школе анатомию и химию. И старалась воспитать своих учеников хорошими людьми. Видимо, это мой недочет, раз есть такие…
На самом деле Дмитриева зря себя корит: своими учениками она может гордиться. Они до сих пор ей звонят, навещают, приносят домой продукты. И в этом громком деле всячески ее поддерживают. Чего не скажешь о казанских властях. В ЦИКе о Дмитриевой даже вспоминать не хотят. Ну никак не могут там понять, зачем она подняла такую шумиху. Подумаешь, урну мимо пронесли…
Если Лия Закировна выиграет суд, государству придется заплатить за своих забывчивых чиновников.
— Эти люди перестали ценить интеллигентность, душевность, человеческие отношения. Для них важны только деньги, вот я и решила ударить по тому, что им дорого, потребовав компенсацию 100 тысяч рублей, — говорит Лия.
— Мне же эти деньги по большому счету не нужны, но они придают весомость иску. К тому же, если я выиграю, каждый, кого так же обидели, может рассчитывать на компенсацию. Глядишь, это заставит избирком быть повнимательнее. И, может, тогда на выборах президента не пронесут урну мимо ни одного больного россиянина.
МЕЖДУ ТЕМ
Центризбирком вчера так и не утвердил текст бюллетеня для голосования на президентских выборах. Помешало замечание представляющего интересы Жириновского члена ЦИК с правом совещательного голоса Александра Кубринского — он заявил, что должность ВВЖ, обозначенная как “заместитель председателя Государственной думы”, должна писаться “заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Как с этим быть — избиркомовцы определятся в пятницу утром. Напомним, что фамилии кандидатов в бюллетене расположат в алфавитном порядке.