Те, кто с начала 70-х годов покидал СССР в поисках лучшей жизни, часто разочаровывались в социализме израильского толка. Не нравились им кибуцы, а главное — что принуждали работать. Их можно было встретить в Италии и Австрии, США и Канаде. Но как только рухнул СССР эмигранты-неудачники валом повалили в Россию.
В 1993 году в Москве возник Центр мученика Иринея Лионского, который возглавил некий Александр Дворкин. В середине 70-х он по израильскому приглашению покинул СССР, осел в США, ассимилировался и даже перешел в православие. Проучившись несколько лет в Свято-Владимирской семинарии, попытался работать на радиостанции “Голос Америки”. Но долго там ему продержаться не удалось. Служил алтарником при Свято-Никольском соборе в Вашингтоне, затем попытался пристроиться в Мюнхене на радиостанции “Свобода”. А тут вдруг не стало СССР. Дворкин, к тому времени получивший американское гражданство, рванул в Москву. Он успел вовремя. Московскому патриархату требовались грамотные люди, свободно владеющие иностранными языками и не обремененные совестливостью. Стратегическим центром должна была стать новая структура, которую и доверили возглавлять Дворкину. Юное дарование пригрел епископ Истринский Арсений (Епифанов). Однако дарование оказалось на редкость агрессивным. После того как рухнул “железный занавес”, ни Русская церковь, ни государство не оказались готовыми к нашествию иностранных проповеднико. Цель центра Иринея Лионского была определена как борьба против сектантов, заполонивших святую Русь. Дворкина не смущал тот факт, что никто из философов или богословов так и не определил: кого считать сектантами и что такое секта? Более того, он ввел понятие “тоталитарная секта”. Сегодня в цивилизованном мире религиозные организации и группы, которые отличаются от традиционных Церквей, называют “новыми религиозными движениями”. Вначале их воспринимали несколько настороженно, но за последние двадцать лет отношение к ним смягчилось. Большинство из них социализировалось и вполне адекватно вписалось в современное общество.
Дворкин нашел спонсоров и издал двухтомный путеводитель по российским сектам. Очень подробный — с адресами и телефонами. Но, к сожалению, ни адреса, ни телефоны не совпадали с местонахождением так называемых сект. Не берусь утверждать, было ли это вульгарное жульничество или тонко рассчитанный план, но справочник не помог борьбе с сектантами. О Дворкине стали забывать.
И тогда он решил прославиться! Он обвинил протестантского епископа, члена Общественной палаты Сергея Ряховского в подготовке “оранжевой революции” в России. Обвинения прозвучали в 2006 году в программе “Национальный интерес”. “Сектовед” громогласно заявил: “Сергей Ряховский, который планирует “оранжевую революцию”, точно так же, как неопятидесятники на Украине, участвовали в “оранжевой революции”. Оклеветанный Ряховский подал на Дворкина в суд.
“Оранжевого сектоведа” (хотя есть мнение, что он другого цвета — голубого), я вижу его неким Добрыней Никитичем, в одиночку вышедшим на сражение с сектантским змием. Одного не могу понять — зачем патриот Дворкин регулярно раз в году униженно топчется у американского посольства, чтобы в очередной раз подтвердить свое американское гражданство? Неужели не верит в правоту своего дела? Ведь не вышел к посольству протестовать против войны в Ираке! Странный Добрыня!