На то он и почти гений. Режиссер, снявший такие разные фильмы — “Брата”, “Про уродов и людей”, “Брата-2”, “Войну”, “Жмурки” и “Мне не больно”. Во всяком случае, никто не спорит, что “Брат” — главный фильм финала прошлого века.
ПРО “ГРУЗ-200”
— Здравствуйте! Сергей, москвич. Вы сейчас работаете над съемкой фильма “Груз-200”, правильно?— Верно. Это 1984 год, конец Советского Союза, год смерти Андропова, Черненко — последний год застоя. Войны не будет — это мирное кино.
— А почему такое название — “Груз-200”?
— Там будет присутствовать персонаж с этим названием. Конкретный человек.
— Кто-то из тех правителей или обычный рядовой человек?
— Правители в гробах из Афганистана обычно не приезжали.
— Говорят, этот фильм не будет показан на ТВ?
— Не знаю, продюсер считает, что не будет. Там есть такие сцены, которые не всем понравятся.
— А выйдет ли этот фильм в прокат?
— Я надеюсь, что выйдет, но скорее всего это будет ограниченный прокат.
— И кто играл в нем? Сухоруков? Маковецкий?
— Маковецкий отказался, он испугался. А Сухорукову я не предлагал, для него роли не было.
* * *
— Я читала где-то, что в одной сцене “Груза-200” по сценарию много мух. Это правда? Трудно вообще работать с мухами?— С мухами работать очень трудно. Их надо специально выращивать, надо, чтобы они летали и ползали там, где нужно. Это очень сложный момент.
— А у вас был какой-то специальный дрессировщик?
— И не один.
— У вас такая роскошная фамилия. Я серьезно и без иронии. Откуда корни фамилии?
— Согласно словарю Даля, балабан — это сокол, орел. А народное — дурак, балбес, болван. Поэтому как-то сочетаются во мне две ипостаси.
ПРО “КИНО”
— Здравствуйте, я Ольга, москвичка. Прочитала в газете, что вы будете снимать новый фильм “Кино” и что каждый может принять участие в съемках. Что для этого надо сделать?— Нужно снять 5-минутный фильм на любой видеоноситель. Жанр не важен. Важно, чтобы это было хорошо и интересно.
— То есть тематика вам безразлична?
— Мне не важно. Это кино про школьников, где каждый снимает свой фильм. Если мне понравится то, что пришлют, я использую целиком либо пересниму и использую сюжет, если сам сюжет мне понравится. Это должен быть законченный фильм. Может быть, история или документальный фильм, хоть научно-популярный — хоть что. Главное, чтобы было интересно, завлекательно. Потому что по сюжету это маленький фестиваль среди школьников: 5 человек снимают фильмы, каждый свой.
— Значит, могут попасть всего 5 лучших работ?
— Да.
— А, вот в чем дело... Я могу снимать и летом, и зимой?
— Мы будем снимать фильм весной, поэтому зима не к месту.
—Как я могу вам показать то, что получится?
— Существует сайт — www.film-kino.ru. Вся информация на нем.
ПРО КЛАССИКУ И РЕКЛАМУ
— Здравствуйте, Алексей. Вы мой любимый режиссер — из молодых, конечно. Хотел спросить, сейчас очень модно обращаться к классике, все ее снимают. Вы не хотите тоже попробовать?— Пока таких планов у меня нет.
— А кто вам из великих ближе, в плане разработки, из классиков?
— Лесков. Он хороший писатель, и мой фильм будет хуже, чем его произведение. Поэтому я не буду даже браться.
* * *
— Можно посоветоваться? Хочу быть режиссером. Это выгодная профессия, деньги за нее платят?— Кому-то платят, а кому-то — нет.
— Вот вы снимаете фильмы, а у вас есть квартира, машина и дача? Вы можете себе это позволить?
— Квартира у меня есть. Машина есть, но не очень хорошая, а дачи нет. Но зато у моей жены есть дача.
— Не очень прибыльная профессия, если по деньгам смотреть?
— Если вы поставите себе задачу зарабатывать деньги, то вам лучше, наверное, пойти нефтью торговать. Тогда будут и квартира, и машина, и дача.
ПРО АКТЕРОВ И МУЗЫКУ
— Меня Денис зовут. Вы открыли много известных имен — Сергея Бодрова в фильме “Брат”, Алексея Чадова в “Войне”. А новые имена будете еще открывать?— Если говорить о конкретном фильме, у меня будут играть Агния Кузнецова и один парень, очень хороший, Леня Бичевин, у меня в эпизодической роли в “Грузе-200” снимался. Я его и дальше собираюсь снимать.
— Ваши фильмы запоминаются помимо сюжета и актеров еще и музыкой. Вы какое участие принимаете в этом процессе? Вы знакомы лично с кем-нибудь из тех, чья музыка присутствует в ваших фильмах?
— Обычно я дружу со всеми музыкантами, которые присутствуют в моем фильме. Единственное, я знаком с Мусоргским и с Прокофьевым не очень хорошо. А с современными я знаком.
* * *
— Я только вчера посмотрела фильм “Мне не больно”. Вот Рената Литвинова — красивая, яркая, крупная женщина на экране, а ее партнер по фильму — такой неказистый, субтильный, и возникает ощущение, что они немножко не пара. Почему вы выбрали таких разных актеров? И как мужчина и женщина, мне кажется, они немножко не стыкуются чисто внешне...— Интересный вопрос. Знаете, когда люди разные, то их легче отличать друг от друга. А если они одинаковые — можно запутаться.
— Мне кажется, что такая яркая женщина, которую играет Литвинова, не могла обратить внимание на такого неказистого молодого человека.
— А вы никогда не задумывались, что бывает важно, что у человека в голове?
— Здесь я с вами согласна... И еще: когда в финале выясняется, что у героини рак крови, — я сразу вспоминаю американский фильм, где точно так же...
— Рак крови — очень нередкая болезнь, прямо скажу. Американского фильма такого я не смотрел. И сценарий “Мне не больно” написал не я.
ПРО СЕРИАЛЫ И СТОЛИЦУ
— Добрый день, я ваша большая поклонница. Скажите, у вас не было искушения снять телесериал?— У меня не было. Не было и не было. А у вас было?
— Я вообще этим не занимаюсь. Я хотела бы послушать вас. Ведь есть хорошие сериалы, например “Идиот” или “Маргарита”?
— Это субъективно. И мне кажется, что сериалы снимать скучно, потому что это долго.
* * *
— Здравствуйте! Елена, студентка. Я узнала, что вы до сих пор живете у себя в Питере, а не в Москве. Чем вам не угодила столица?— Вопрос странный. А почему вы считаете, что все должны жить в Москве?
— Ну, не все. Вам нравится Питер больше, чем Москва?
— Безусловно.
— А чем?
— Тем, что это красивый город.
— А Москва — некрасивый?
— Нет.
ПРО МАТ И ДРУГИЕ ИДЕИ
— Здравствуйте, Алексей. Вы в жизни такой, кажется, спокойный человек. А вот на съемочной площадке бывают моменты, когда ярость возникает, когда происходит что-то не так, как вы хотели? Как удается пересилить себя?— Никто и никогда не пытается ее побороть.
— Кричите? Что конкретно?
— Кричу. Если бы мы один на один говорили, я бы вам сказал, что можно крикнуть. Бывает, очень нецензурно, а бывает — цензурно. По-разному бывает.
— А что актеры должны сделать, чтобы вас разозлить?
— Артисты могут плохо сыграть или слова не выучить.
* * *
— У вас есть какие-то идеи, которые вы пока не смогли реализовать в кино?— Я давно хотел снять “Камеру обскура” по Набокову. Но права не продают, обладатели в Америке живут. И они сказали, что русские никогда его снимать не будут. По Кнуту Гамсуну “Пан” написан пятнадцать лет назад — тоже не реализован. Да много всего. Потом, фильм “Американец” у меня не получился. Я четверть снял, и американский актер запил на фильме.
А после прямой линии с читателями мы с Алексеем продолжили разговор.
О ЛЮБВИ И СМЕРТИ
— Когда вы пришли в себя после жуткой автокатастрофы во время съемок “Реки”, когда погибла актриса Туйара Свинобоева, вы думали: за что, почему так случилось?— Потому что водитель ехал со скоростью 140 километров в час и не справился с поворотом, потому что была зима и скользкая дорога. Я не водитель, он был водитель, они ехали после съемок. Все устали и хотели есть.
— “Мне не больно” — единственная ваша мелодрама — заканчивается смертью главной героини…
— Просто закон жанра мелодрамы подразумевает подобный конец. Существуют жанры. Если это комедия, то люди должны смеяться, если мелодрама, то люди должны плакать. Есть боевики, как “Брат-2”, например.
— Как вам с актером Михалковым на площадке работалось — не давил авторитетом?
— Хорошо работалось. Никита Сергеевич — хороший артист, человек талантливый, много своих предложений делает, многие из них хорошие. Никогда не обижается, если что-то мне не подходит и я не принимаю его предложения. Абсолютно нормально к этому относится, профессионально.
ПРО ЧЕЧНЮ И ОРУЖИЕ
— В “Грузе-200” у вас действие происходит в 1984-м — с чем у вас это время ассоциируется?— С концом Советского Союза.
— Это для вас плюс или минус?
— Что значит “плюс или минус”? Это последние годы той истории. Если б не меня заинтересовало, кого-нибудь другого бы заинтересовало точно. А так вышло, что меня первого. Всегда ведь приятно быть первым. Но политикой я не интересуюсь, никогда не занимался и не собираюсь.
— А фильм “Война”?
— А какое это имеет отношение к политике?
— Ну там все про это — жили люди по своим законам, Россию не трогали...
— Понимаете, мне было рассказано немало историй про “дружеский” чеченский народ — как они людей вывозят из Москвы в фурах и потом требуют выкуп. Как они пальцы отрезают — это все правда. Я с реальными людьми общался. Как они в ямы сажают. Как они людей насилуют. И мучают, и избивают. Как они деньги на этом зарабатывают. И это было всегда. Было до войны. Это такие люди. Это часть чеченского сознания. Я про это кино снимал.
— Не боялись потом в свой подъезд входить, вдруг там чеченская засада?
— Нет. А почему я должен бояться какой-то засады? Они не обижаются, понимаете. Они, если им невыгодно, ничего просто так не делают. Чеченцы не смотрели это кино, им это неинтересно. Что они — кино смотрят, политикой занимаются? Их интересуют деньги. Это у них в крови. Всегда так было. Кровная месть и деньги. Существует некая культура — очень примитивная. Там огромное количество неграмотных людей, а женщины в основном безграмотны — не умеют ни читать, ни писать.
— Вы сами держали оружие в руках?
— Конечно, держал, я в армии служил. И стрелял. Как-то даже меня в отпуск отпустили за то, что я десять из десяти выбил из пистолета. Сейчас у меня, конечно, нет оружия.
— Мне как-то Говорухин рассказывал, что он ходит с пистолетом с собакой гулять — после того, как у них во дворе отморозки пьяные убили соседа.
— У меня нет собаки. И по вечерам я не гуляю.
ПРО ДЕТЕЙ И МРАК
—Вы делаете кино подряд и без пауз. Почему?— Ну а почему вы все время статьи пишете и на работу ходите? А что делать? Дома сидеть? Я, кроме кино, ничем больше и не занимаюсь. Да и для того, чтобы придумывать истории, далеко ходить не надо. Когда у меня была идея снять фильм про войну, я встречался со многими людьми. Они рассказывали мне свои истории — те, кто в плену был, кого похищали. На основании этих историй я и писал сценарий.
— К “Кино” вас подтолкнули, насколько я знаю, ваши дети, которые увлекаются компьютерными чудесами?
— Да их просто за уши не оттянешь! Почему я должен быть к этому неравнодушен? Другое поколение.
— Вам не обидно, что они свое время на это тратят?
— Нет, не обидно. Мозги лишь бы были. Хотя сейчас они, конечно, большую часть времени проводят за компьютером. Спортом не занимаются. Старшему — 17, он хоть книжки читает, младшему — 11, он ничего не читает.
— Вам кажется, вы понимаете своих детей?
— Насколько позволяют мне мое образование, мои мозги, то да, наверное. Не часто, но они и сами спрашивают меня что-нибудь. Есть Рома один, сына одноклассник, он часто спрашивает. Хочет кинооператором стать. Я ему камеру купил, он мне помогает, снимает в школе материал для “Кино”. У него замечательное чувство композиции. Не елозит камерой, у него эстетический вкус хороший.