Одним очень хочется верить. Во что-то светлое, правильное, вечное. Чтобы не было исканий, сомнений, ответственности, чтобы все решали за тебя и только гладили по головке: “Верной дорогой идете, товарищи!”
Другие мечтают о славе, деньгах и власти. Они готовы дать тем, первым, все, что им нужно. Небесплатно, естественно, — а как раз за те самые деньги, славу и власть.
Бурно растущая секта Анастасии, возглавляемая неким Владимиром Мегре, предлагает свою религию — слащавую, лубочную и, на наш взгляд, весьма опасную. Кто придумал новую веру и чем расплачиваются ее адепты? Какие махинации скрываются за невинной, на первый взгляд, идеей жить на природе? И как помочь близким вырваться из сообщества “кедрозвонов”? Во всем этом попытались разобраться корреспонденты “МК”.
ТРУДНО ЛИ БЫТЬ БОГОМ?
Как показывает опыт простого работника культуры Владимира Пузакова, обрести славу если не Всевышнего, то хотя бы его пророка — проще простого. Для этого не надо ни ходить пешком по воде, ни исцелять немощных, ни совершать каких-либо иных чудес. Важно другое — просечь конъюнктуру.
В начале 90-х Владимир работал в Доме культуры черноморского города Геленджик. Тогда же он женился и взял фамилию жены: из неблагозвучного Пузакова превратился в знаменитого Мегре. Одно время Владимир жил у супруги в Новосибирске, но брак вскоре распался — сибирячка будто бы не выдержала постоянных измен сластолюбивого супруга. После развода Мегре занялся продажей дешевой водки, однако этот бизнес просуществовал недолго. Кредиторы требовали возврата долгов. Укрывшись от них в Геленджике, Пузаков-Мегре задумался о новом заработке.
Возможно, на создание “новой религии” его вдохновило знакомство с хорошенькой актрисой Новороссийского театра. Это только примитивные “быки” делают своих любовниц моделями и эстрадными звездами. Изобретательный Пузаков-Мегре отвел подруге более изысканную роль — полусвятой-полубогини Анастасии. И придумал для нее “легенду”: Анастасия живет в тайге, питается орехами и грибами, которые ей приносят добрые звери, спит с медведицей и ходит в 40-градусный мороз нагишом. С помощью волшебного луча девица наблюдает за жизнью городских жителей и исправляет ошибки человечества, объясняя людям пагубность технократического пути развития. Силой мысли она создает различные предметы и даже помогает случайно залетевшим в лес инопланетянам починить летающую тарелку.
— Первое время, в конце 90-х, когда движение “анастасийцев” только начиналось, эта самая Анастасия являлась лично своим последователям, — рассказывает Георгий Власов, хорошо знакомый с Владимиром Мегре в пору, когда тот еще был Пузаковым. — Актрисе сыграть предложенную роль несложно. Правда, вскоре они с Владимиром расстались, дама уволилась из театра и укатила в неизвестном направлении. Но свою функцию к тому времени она уже выполнила.
* * *
Другую немаловажную роль в раскрутке идей Мегре сыграла и близость дольменов — каменных шалашей, использовавшихся в древности для погребений и во множестве разбросанных в окрестностях Геленджика. По версии Мегре, в дольменах живут духи, помогающие всем, кто их об этом попросит (например, бесплодным супругам для зачатия он рекомендовал совокупляться прямо на каменных плитах). А один из каменных шалашей якобы является прибежищем духа погребенной там праматери Анастасии.
— Для поддержки своего нового “бизнеса” Владимир заручился поддержкой некоей депутатши геленджикской Думы, — вспоминает Георгий Власов. — И дело пошло. Пузаков начал организовывать паломничества к дольменам, продавать кедровые кругляши и кедровое масло, приготовленные “особым ритуальным способом” (кедр и все, что с ним связано, Мегре решил сделать фетишем для последователей своего учения).
Тиражи книг об Анастасии, которые Мегре с самого начала своей деятельности постоянно писал и издавал, росли день ото дня. Поначалу на их обложках красовались фотографии крашеной блондинки, впоследствии он стал обходиться без оных.
Историю Анастасии вовсю раскручивали по местному радио, причем восхваляла лесную царицу сама депутатша. В итоге, правда, служанка народа попала в психиатрическую больницу. Но к тому времени у Анастасии появилось уже достаточно поклонников, и можно было выходить на более высокий — московский — уровень. Чем он и занялся: основал в столице несколько клубов, начал скупать землю вокруг Москвы и в близлежащих областях.
Этот новый виток деятельности Владимира вывел его на такой уровень доходов, какого не приносили ни издания книг, ни продажа “чудодейственных” кедров, ни мистические экскурсии к дольменам. Новоявленный эко-пророк провозгласил программу для последователей Анастасии: горожанам следует продавать свое “непригодное” жилье среди камня и бетона и селиться на природе. Но не абы где, а исключительно на тех земельных участках, которые выбраны самим гуру и его приближенными. Причем продавались эти “святые” земли по нереально завышенным ценам — нам удалось узнать, что за один гектар в неугодьях Ивановской области приверженцы секты пару лет назад платили до 30 тысяч долларов! Дома, построенные в сих местах, Мегре назвал “родовыми поселениями”.
— Ко мне за помощью обращался мужчина, бывший “анастасиец”, который опомнился и хотел вернуть свои деньги, — рассказывает профессор Александр Дворкин. — Он попытался пробиться к Пузакову. Однако “лучшего друга Анастасии” окружали самые настоящие мафиозные боевики. Они посоветовали гражданину забыть о своих деньгах и не беспокоить Владимира Николаевича по пустякам.
Мы тоже попробовали связаться с Пузаковым-Мегре. Но его поклонники тщательно оберегают “учителя”:
— Он сейчас пишет очередной том, и его нельзя отвлекать.
Сейчас Мегре, по слухам, постоянно живет в Египте, где построил себе настоящий дворец. Свое дело он сделал на твердую “пятерку”: культ Анастасии в столице России захватил уже не одну тысячу поклонников. Москвичи продают свои квартиры и селятся в “экологических поселениях”. Всего же, по самым скромным подсчетам, “настоящих анастасийцев” в России насчитывается десять тысяч человек (сами они говорят о сотнях тысяч).
ЖЕРТВЫ ЭКОПИРАМИД
Афера с “родовыми поместьями” построена по нехитрому принципу “пирамиды”. За бешеные деньги последователи Анастасии покупают гектары внутри одобренных гуру грядущих поселений. Тем, кто уже заплатил деньги, предлагается искать новых пайщиков. Отработанная годами схема “пирамиды” банальна, но работает, как всегда, безотказно.
В центр по борьбе с сектантством постоянно обращаются за помощью родственники и знакомые “анастасийцев”.
27-летняя москвичка Анна искала спутника жизни не на “слетах одиноких сердец”, а в традиционном Интернете. Но все равно со всеми соискателями первым делом заводила разговор об Анастасии, кедрах и межпланетном разуме. Рядом с Анной всегда рядом ее 5-летняя дочь Люба.
— Никогда не видел такого голодного ребенка, — говорит один из интернет-знакомцев Анны. — Когда мы встретились первый раз (Люба была с нами), то пошли в кафе. Так я раза четыре покупал девочке двойные чизбургеры, и, кажется, она съела бы еще столько же. Анна продала квартиру, оставшуюся от родителей, и купила участок где-то под Сергиевым Посадом. Жить там хреново — окружающие друг с другом переругались. В общем, все разбегаются, только им с дочкой теперь идти некуда. Весь вечер грузила она меня прелестями натурального хозяйства, еле отвязался. Но вот девочку жалко...
* * *
— Однажды мой муж, который уже два месяца безрезультатно искал работу, вернулся домой в приподнятом настроении, — рассказывает Ольга, бывшая супруга 34-летнего Алексея. — Стал говорить, что с интересными людьми познакомился, последователями лесной богини Анастасии. Они работу предложили, в центре книги и всякие обереги продавать...
Спустя пару месяцев жить с Алексеем стало невыносимо. Он замучил меня книжками Владимира Мегре и разговорами о “правильной жизни”. Сперва я пыталась отшучиваться, но Алексея это приводило в бешенство. Еще через месяц муж поставил вопрос ребром: или мы продаем квартиру и переселяемся в деревню к “анастасийцам”, или мы расстаемся.
Через полгода борьбы Ольга сдалась. Они развелись и разменяли квартиру. Алексей вместе со своей матерью продают жилье и активно ищут место для “родовой” усадьбы.
* * *
— Не понимаю, как мой мальчик, умный, интеллигентный, с высшим техническим образованием, повелся на эти примитивные байки, — жалуется седовласый пенсионер с военной выправкой. Сидящая рядом супруга лишь тихо вытирает слезы.
Их 30-летний сын Сергей полгода увлекается учением “кедропоклонников” и теперь чуть ли не с кулаками убеждает родителей продать квартиру и переехать в экопоселение. Не раз отец пытался поговорить с сыном “рационально и иронично”, но Сергей хлопал дверью и на несколько дней исчезал из дома.
СПРАВКА "МК"
Другие названия культа Анастасии: “Звенящие кедры России”, фонд “Анастасия”, региональный общественный фонд “Родовая Земля”. В кулуарных беседах специалисты называют его “практическим руководством для желающих сойти с ума”.
На Международной екатеринбургской конференции 2002 года “Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма” неоязыческий культ “Анастасия” включен в список наиболее распространенных сект и деструктивных групп. Кстати, в конце 2004 г. Министерство юстиции отказало “Звенящим кедрам России” в общероссийской регистрации.
ИЗ КНИГИ ВЛАДИМИРА МЕГРЕ:
“Три волка подбежали к лежавшему на траве ребенку... Послышался хруст веток, и из кустов появился медведь, потом второй.
Первый медведь обнюхал головку ребенка и лизнул его руку... Из кустов продолжали появляться разные таежные звери. Все они топтались вокруг лежавшего на траве маленького человека, совершенно не обращая внимания друг на друга…”
Секта призывает приносить детей диким зверям, что является, согласно учению Мегре, одной из форм общения ребенка с природой, абсолютно безопасной для него. В результате, как нам сообщила новосибирский юрист Ксения Кириллова, известно несколько случаев гибели младенцев от хищных животных.
Комментирует и высказывает свое мнение заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессор Александр Дворкин:
В организации “анастасийцев” присутствуют все основные характеристики тоталитарной секты. Во-первых, книги Пузакова-Мегре его последователями воспринимаются как новая Библия. Во-вторых, господин Пузаков называет себя единственным связующим звеном между Богом (в данном случае богиней Анастасией) и человечеством. В-третьих, тоталитарная секта — это всегда выгодный коммерческий проект.
Детище Пузакова отличается псевдонаучностью и связью с экологией (что так мило тонкой душе городского невротика). Среди поклонников Анастасии много пенсионеров, а также людей, ставших в определенной степени жертвами современных преобразований, экономически неблагополучных, вынужденных питаться плодами своих садов и огородов, поскольку денег на пропитание не хватает. Но есть там и просто городские жители из числа тех, кто верит в НЛО, экстрасенсов, лекарства-панацеи, астрологию.
У большинства “анастасийцев” легко заметить особый, как бы отстраненный взгляд — он выдает контролируемое “руководством” сознание. Любая секта превращает людей в один тип, пропагандируя определенный набор поведенческих, эмоциональных, мысленных стереотипов. Это то, что называется “зомбированием” или, по-научному, сектантской псевдоличностью.
Мегре утверждает, что переселяться в чистое поле нужно с детьми. Лечить их следует кореньями и травами, а учить только “анастасийским” заветам. Кстати, это тоже один из главных признаков тоталитарной секты — отрицательное отношение к обычному здравоохранению и образованию.
Что можно посоветовать близким жертв? Прежде всего приготовиться к долгим усилиям по спасению близкого человека. Относитесь к “новообращенному” с терпением и сочувствием. При этом помните, что главная цель сектантов — имущество. Любыми способами не допускайте продажи квартиры, прячьте бумаги и квитанции, обращайтесь за помощью к чиновникам и общественному мнению. Ни в коем случае не давайте “новообращенному” денег — они будут тут же переданы секте.
Сразу пытаться переубеждать его не стоит. На первом этапе он находится в сильной психологической зависимости. В этом состоянии он не услышит голос рассудка, только еще больше отдалится от родных. В то же время не надо притворяться, что вы приняли “новую веру”. Обговорите с “анастасийцем” своеобразный контракт: вы не критикуете его “кружок любителей книг Мегре”, а он дома не говорит на эти темы. Постепенно начните обращать его внимание на явные нелепости в словах и поступках “гуру”. Со временем благодаря терпению и любви близких человек может сам начать мыслить критически и покинуть секту.
КЛУБ ОДИНОКИХ СЕРДЕЦ
На московское сообщество поклонников Анастасии мы вышли через Интернет. И сразу были направлены на лекцию для начинающих.
В подвальном помещении недалеко от станции метро “Щелковская” нас встретила суровая старушка:
— Вы все книги Владимира Мегре читали? — строго спросила она. — А по скольку раз? Я вот в двенадцатый раз перечитываю, и все новые истины открываются!
В комнате рядами стояли кресла, похоже, списанные из ближайшего кинотеатра. С грубо сколоченного помоста вещала седая женщина — как выяснилось, бывшая сотрудница развалившегося научного института.
Лекция о правильном питании была бы довольно поучительной, если бы не постоянные утверждения о необходимости самим выращивать овощи по-анастасийски (подержать немытые семена перед посадкой 15 минут во рту, раскапывать и закапывать лунки босыми ногами, поливать ростки водой, в которой мылись сами, каждый день разговаривать с ними и не использовать никаких удобрений). Нельзя есть варенье и консервы — жутко вредная пища. А все жареное, мясное, в особенности сделанное промышленным способом, загрязняет наше сознание и мешает общаться с космическим разумом.
— Значит, лучше всего выращивать растения в родовых поместьях? — спросила ухоженная дама, конспектировавшая всю лекцию.
— Получается, что так, — закивала в ответ лектор. И все в зале закивали вместе с ней.
За подробностями по поводу родовых поместий мы отправились к продавцам, которые тут же торговали книгами, кассетами об Анастасии, льняным маслицем и кедровыми брусками.
Чтобы стать счастливым, нужно быть обладателем родового поместья размером минимум в гектар. Само собой, участок должен располагаться там, где укажет учитель или его помощники, а строить дом придется самим. На вопрос, где брать деньги (по их подсчетам, усадьба вместе с материалами, ценой земли и т.д. стоит примерно столько же, сколько трехкомнатная квартира в Москве), анастасийцы пожимали плечами: “Вы же все равно квартиру продавать будете. А потом найдете работящего мужика…”
Найти такого “работящего мужика” можно на еженедельных собраниях в клубе или во время поездок к “святым местам” — например, к дольменам или в тайгу, или же на мероприятии под романтичным названием “Слет одиноких сердец”. Нам сообщили, что ближайший слет состоится через две недели в Тульской области. Туда мы и отправились.
* * *
— Берите с собой палатки, еду и поделки, сделанные вашими руками, мужчины это любят, — порекомендовали нам организаторы слета. — Да, и не забудьте: организационный взнос — 1450 рублей.
К слову, деньги с “анастасийцев” тянут постоянно — им полагается отдавать минимум 20% своих доходов, покупать творения Мегре и раздавать их как можно большему числу людей.
…По прибытии в лагерь “одиноких сердец” нам на грудь прикрепили красные сердечки — знак того, что мы пребываем в поиске суженого. Явились мы аккурат к обеду. Люди вкушали гречку (деревянными ложками или прямо руками), запивая ее чаем. Чумазый и голый годовалый малыш ползал по холодной земле (на градуснике было плюс 12), подбирал под столом попки от огурцов и жевал их. Большинство “кедрозвонов” бродили босиком.
Разговоры за столом крутились вокруг одной темы: как купить землю, какое поселение выбрать и где найти родственную душу для совместной жизни по законам Анастасии. По их словам, родовые поместья есть в Подмосковье, Владимирской, Тульской, Ивановской областях, под Нижним Новгородом, Саранском, Новосибирском.
На заброшенных заболоченных полях рядом с нашей поляной понатыканы столбики разметки — гектары выкуплены, но строительство еще не началось. Вдалеке виднеется сруб с пленкой вместо окон — уже построенное “родовое поместье”. Через заросший луг идем к нему.
— Садитесь, подвезу! — подобрал нас по пути лысоватый рыжий “анастасиец”. В его машине сидела полная немолодая дама и пара детей. Оказалось, это их усадьбу мы заприметили. Они строят ее третий год.
Хозяева с гордостью показали жалкий ряд тощеньких кедровых саженцев. Пока это все, что они успели посадить. Воды нет, ее приходится возить по бездорожью из деревни.
— Что ж ты стесняешься, девки вроде ничего, — дама неожиданно пнула в бок рыжего. Затем повернулась к нам: — Это мой брат Санька, помогает мне со строительством усадьбы. Он тоже одинокий, просто красное сердце не решился повесить.
Осмелевший Санька предложил одной из нас прогуляться к соседям, которые живут в родовом уже несколько лет (“Даже зимуют здесь, без электричества! В феврале здесь же третьего ребенка родили!” — гордо сообщил он). По дороге воодушевленный Санька тут же предложил руку и сердце и принялся рисовать картины нашей счастливой семейной жизни по-анастасиевски:
— Свой гектар я уже выбрал. Надеюсь, тебе понравится. Конечно, далековато, во Владимирской области. Посадим сад, кедры. Представляешь, как будет здорово — детей под ними будем зачинать и там же рожать! А на своем огороде будем выращивать целебные огурцы, заряженные силой нашей мысли, и продавать их на Запад. Долларов по сто за банку. Заработаем, поедем к Анастасии. Может, она пожелает нам явиться.
Когда мы наконец пришли к домику самых экстремальных “кедров”, хозяева общаться с нами не захотели.
— Ничего, мы можем сесть вот здесь, на пригорке, и настроить на них свои волшебные лучики, — объяснил Санька. — Может, почувствуют нашу добрую энергетику и выйдут.
“Лучики” оказались определенной формой медитации, благодаря которой Анастасия и ее продвинутые поклонники могут смотреть и концерты Аллы Пугачевой, и путешествовать по другим планетам, и спасать наше неразумное человечество. Посидев минуты две, я сообщила Саньке, что лучик велит мне возвращаться к подруге.
— Давайте встретимся в субботу в клубе. Приду вместе с другом, вместе почитаем книгу о родовых поместьях, — на прощание назначил свидание нам обеим “жених”.