Что случается, когда милиционеры оказывают неповиновение приказам своего министра? Два варианта: либо он уходит в отставку, либо они.
В нашей стране допускается третий вариант: никто никуда не уходит, и все делают вид, что ничего не произошло.
В мирной, как глянцевая открытка, Чечне зреет конфликт, который имеет все шансы вылиться в ближайшие дни в кровавое противостояние между бывшими соратниками. Схватиться друг с другом готовятся кадыровцы, несущие службу в структурах МВД республики, и бойцы отряда “Горец”, до недавнего времени являвшегося оперативно-боевой группой Оперативного управления ФСБ РФ по координации и проведению контртеррористической операции.
Группа “Горец” с февраля месяца в полном составе (свыше ста человек) находится на своей базе — в здании бывшего профтехучилища в селе Побединское. Село окружено подразделениями МВД, подчиняющимися премьеру Кадырову, которые никого не впускают и не выпускают без его разрешения. Впрочем, выходить из села бойцы “Горца” и не пытаются, опасаясь провокаций. На любое оскорбление придется отвечать, а стоит выстрелить одному, и пойдет цепная реакция. Завяжется перестрелка из автоматов, пулеметов, гранатометов, которых в избытке и у той, и у другой стороны.
История конфликта — долгая, но суть его умещается в одной фразе: командир группы “Горец”, являясь авторитетной фигурой в республике, не подчиняется Кадырову ни прямо, ни косвенно, а наоборот, поддерживает президента Алханова вместе с сотней своих “штыков”.
Пока группа “Горец” являлась подразделением ФСБ, Кадыров ничего не мог с ней сделать. Но в феврале этого года Оперативное управление ФСБ РФ по координации и проведению контртеррористической операции было расформировано, поскольку ставившиеся перед ним задачи оказались выполнены. Чтобы сотрудники группы “Горец” не лишились работы, руководство ФСБ и МВД РФ договорилось об их трудоустройстве. Специально для “Горца” решено было сформировать отдельную роту УВО МВД ЧР по охране Аргунской ТЭЦ и зачислить всех членов группы в штат, сделав их теперь сотрудниками Министерства внутренних дел.
Министр Нургалиев издал соответствующий указ. Бойцы собрали документы, прошли спецпроверки ФСБ, военно-врачебную комиссию, и… на этом все застопорилось. Рота должна была приступить к охране Аргунской ТЭЦ с первого августа, но “охранники” до сих пор пребывают в Побединском в подвешенном состоянии — не оформленные и не зачисленные. МВД ЧР не оформляет их на работу, поскольку премьер Кадыров оказывает этому жесткое сопротивление.
Мотивы понятны. Пока бойцы “Горца” не оформлены сотрудниками федеральной структуры, имеющими право на ношение оружия, они — никто. Их можно арестовать или уничтожить как членов незаконного вооруженного формирования. Но если они будут приняты на работу в МВД, так просто с ними уже не разделаешься.
Бойцы группы “Горец” тем не менее надеются отстоять свое право на труд. В начале сентября они направили письма министру внутренних дел Нургалиеву, спикеру Совета Федерации Миронову и прокурору Грозненского сельского района ЧР:
“На протяжении трех месяцев личный состав формирующегося подразделения подвергается постоянному физическому и моральному давлению со стороны силовых структур, которые, по их словам, выполняют указания председателя кабинета министров Кадырова Р.А. …В ультимативной форме нам было выдвинуто следующее условие: “Или вы расходитесь и не претендуете на работу в федеральной структуре, а именно в МВД ЧР, или вы будете уничтожены вместе с семьями”. Непосредственными исполнителями указания Кадырова Р.А. являются заместитель командира батальона “Север” Магомедов Рамзан Назирович, его брат, старший участковый Побединского поселкового отделения милиции Магомедов Хусейн Назирович, совместно с личным составом Побединского ПОМа, З-й ротой полка милиции УВО при МВД ЧР по охране нефтегазового комплекса ЧР, батальоном “Север” Внутренних войск РФ, 2-м полком ППСМ МВД ЧР… 28-го августа Магомедов Рамзан собрал в здании администрации родственников наших сотрудников, им в открытой форме было сказано, что Кадыров Р.А. дал указание буквально разогнать наших сотрудников и что, несмотря на приказ, никакой роты УВО не будет, затем пошли угрозы в адрес родственников, при этом Магомедов подчеркнул, что поставленную перед ним Кадыровым задачу выполнит в любом случае, даже если надо будет пойти на жертвы, т.е. будет применять оружие”.
На прошлой неделе в Побединском побывала инспекционная комиссия ФСБ РФ — приехали из Москвы разбираться, что случилось с группой “Горец”.
Понятно, что руководству органов госбезопасности сложно бросить группу “Горец” на произвол судьбы. Во время войны она брала на себя задачи, которые могли решить только местные силы, и снимала большую часть проблем, стоявших перед Оперативным управлением ФСБ.
С 1999 года группа воевала с ваххабитами, первой поддержала Ахмада Кадырова, провела десятки успешных операций по указанию руководства объединенной группировки, ее сотрудники по представлению руководства ФСБ были награждены правительственными наградами. От рук ваххабитов погиб брат командира группы, а всего за годы войны “Горец” потерял 51 человека. Это очень много для команды, в которой сначала было чуть больше двадцати человек, а к концу войны — около ста.
Разумеется, команда рассчитывала после войны получить работу. Это порядок, существующий с древних времен. Когда наступает мир, военные заслуги вознаграждаются должностями. В Чечне же происходит обратное. Люди, которые воевали против России, выходят из леса под гарантии Кадырова, и он устраивает их на работу в МВД ЧР. А людей, которые воевали за Россию, руководитель ФСБ РФ генерал Патрушев не может устроить на работу в МВД ЧР. У него на это не хватает власти и сил.
У министра внутренних дел РФ генерала Нургалиева не хватает власти и сил, чтоб заставить подчиненных исполнять свои приказы. А у главкома Внутренних войск генерала Рогожкина не хватает власти и сил, чтоб контролировать свои батальоны. Они занимаются черт знает чем, используют оружие и удостоверения не по назначению, не ставя в известность начальство. И ничего, никто их не останавливает и не наказывает.
* * *
Вполне вероятно, что конфликт вокруг группы “Горец” не дошел бы до критической фазы, если бы не другое событие, на пороге которого стоит Чеченская Республика.
5 октября Рамзану Кадырову исполняется 30 лет. С этого дня Рамзан Кадыров может быть законно избран президентом республики, и он, безусловно, приложит все усилия к тому, чтоб так и случилось.
До окончания президентского срока Алу Алханова остается два года. Но в окружении президента Чечни уверены, что премьер не намерен ждать. Прорабатываются различные варианты ухода Алханова. Наиболее вероятный — тот, который выбрал прежний премьер республики Абрамов: отставка по собственному желанию из-за проблем со здоровьем. Или из-за любых других проблем. В конце концов, никого не волнует, что Алханов скажет, — главное, чтоб ушел, освободил место. И тогда — выборы и триумфальная победа лидера нового поколения.
Помешать исполнению плана может сильная оппозиция. Популярность Кадырова, конечно, высока, но в то же время волюнтаризм и непредсказуемость его методов правления уже привели к появлению множества недовольных им людей — в том числе и в его собственной команде.
Сейчас это латентное, скрытое недовольство, люди боятся показывать его явно. Но если появится сильная оппозиция с авторитетным лидером — а командир группы “Горец” Мовлади Байсаров может претендовать на эту роль, — от Кадырова начнут уходить люди, сплачиваться вокруг нового центра, и баланс сил в республике изменится. Понимая это, Кадыров будет до конца сопротивляться легализации “Горца”, и, несомненно, у него найдутся сильные аргументы в свою пользу — даже если их придется приводить в Кремле.
Неизвестно, как поведет себя Кремль в данном конкретном случае. Но вряд ли он отойдет от обычной своей позиции: главное, чтобы Чечня оставалась субъектом Российской Федерации и по ней не шатались в открытую международные террористы с ваххабитами. И пока Рамзан Кадыров обеспечивает стабильность на данном направлении, мы не будем вмешиваться в межчеченские разборки. Пускай там хоть все друг друга перережут, нам дела нет, лишь бы не портили нашу глянцевую открытку в телевизоре.
До сих пор такая политика себя оправдывала. Но случаи, подобные истории “Горца”, накапливаются. Все чаще премьер Кадыров пренебрегает указаниями министров Правительства России и чиновников федерального уровня, и на это уже невозможно закрывать глаза.
Дело ведь не в том, кто из чеченских авторитетов кого победит. Дело в том, что такое положение вещей дискредитирует центральную власть, демонстрируя ее беспомощность. Уже невооруженным глазом видно, что хотя юридически Чечня не добилась независимости от России, но фактически — она ее получила. И никакая умильная открытка не может заслонить этого факта. Ее все равно снесет ураганом, это просто дело времени.