Грузии не позавидуешь. Число регионов, которые выпадают из подчинения Тбилиси, растет. Вчера, по некоторым данным, в Кодорское ущелье были введены войска Минобороны Грузии. Там проходит спецоперация по разоружению местного сванского населения.
Верхняя часть Кодорского ущелья — единственный регион Абхазии, который после вооруженного конфликта 1992—1993 годов контролируется Тбилиси. Бывший уполномоченный Шеварднадзе в Кодорском ущелье Эмзар Квициани был командиром отряда местной самообороны “Монадире” (“Охотник”), созданного в 1998 году при поддержке минобороны Грузии. Год назад по решению Ираклия Окруашвили отряд был расформирован, а Квициани уволен из рядов вооруженных сил. Однако Квициани заявил, что не впустит в ущелье вооруженных людей.
Мы попросили прокомментировать сложную ситуацию в Грузии лидера грузинского движения “Антисорос” Майю Николейшвили.
— Кто стоит за Квициани и чем вызван его демарш?
— Проблема Кодорского ущелья возникла настолько неожиданно, буквально на пустом месте, что это невольно наводит на разные мысли. Может быть, Квициани просто кто-то спровоцировал? Кто дал ему информацию, что в ущелье будут входить войска? Представьте: в ущелье входят вооруженные люди, проводится спецоперация. Но это же граница с Абхазией, а по соглашению 1994 года там не должно быть грузинских войск! Туда будут переброшены силы абхазов, российские миротворцы, все внимание будет отвлечено на то, что происходит в ущелье. А в это время Грузия начинает войну в Южной Осетии. Может быть, это и есть “великий план Окруашвили”, о котором нам часто говорили? Дескать, у Окруашвили есть гениальный план возвращения Южной Осетии, который гарантирует победу. То есть это просто отвлекающий маневр. Но Грузия не потянет войну на два фронта.
— Кто же стоит за этими планами?
— Думаю, американцы, кто же еще?
— Американцы могут заставить грузин действовать вопреки их собственным интересам?
— У многих сейчас есть ощущение, что мы больше не суверенная страна, а американская колония. Конечно, новый посол США ведет себя осторожнее, чем Майлз, без которого не обходилось даже назначение главы районной администрации. Но я, например, знаю совершенно точно, что в генпрокуратуре есть несколько закрытых комнат, где сидят американцы.
— Вы думаете, Грузия все же может решиться сейчас начать войну?
— Есть красноречивые факты: при поступлении на военную службу сейчас дают подписку, что в случае войны согласен участвовать в боевых действиях. Раньше подобного не было.
— А президент? Он поддерживает планы Окруашвили?
— Недавно в одной грузинской газете вышло мое интервью, которое называлось: “Настоящим президентом Грузии является Окруашвили”. Саакашвили находится в абсолютной изоляции, он не знает, что происходит в стране.
— В чем причина недавней отставки Георгия Хаиндравы?
— Хаиндрава всегда позволял себе говорить то, что он думает, в отличие от всех остальных членов правительства. Но в последнее время он явно пошел на обострение. Он вступился за беженцев из Абхазии, которых выселили из гостиницы в Батуми и которых Бурджанадзе назвала “предателями”. (Речь идет о выселении беженцев из гостиницы в Батуми, в которой они прожили 12 лет, — беженцы после этого заявили, что готовы принять гражданство Абхазии, так как им больше некуда идти. — Авт.) Окруашвили заявил, что Хаиндраве пора собирать чемоданы. Но, честно говоря, Гога Хаиндрава всегда тонко чувствует ситуацию и понимает, когда пора покидать тонущий корабль. Теперь я просто уверена, что нынешняя власть продержится недолго.