Меню обеда “Большой восьмерки” было опубликовано во всех центральных изданиях. Голова кружилась от ошеломляющего сочетания редкостных образцов флоры и фауны. Зефир из лангустов, жареное филе цесарки, сервированное галетами из сельдерея и соусом из малины, белужья икра на теплых оладьях со свежей земляникой, стерлядь по-петергофски, сорбет из эстрагона и грушевой настойки, косуля под трюфельным соусом, сервированная пюре из топинамбура и клубники с черным перцем и соусом бальзамик.
Заоблачный гламур, высокий стиль. Что, кстати, за топинамбур? И так ли уж вкусна клубника с черным перцем?
Не важно. Главное, все очень круто. Для того и нужны ежегодные встречи “Большой восьмерки”, чтоб сильным мира сего было где ощутить свою крутизну.
Официальные источники, правда, утверждают, что дело не в крутизне, а в том, что лидерам просто надо иногда общаться друг с другом в неформальной обстановке.
Но когда людям необходимо общение в неформальной обстановке, они не приглашают к себе три с половиной тысячи журналистов. Не сооружают для них высокотехнологичный пресс-центр, не выходят на брифинги в двенадцать часов ночи, не проводят совместные пресс-конференции, не разыгрывают сценки перед телекамерами, отпуская ядовитые шуточки.
Когда людям надо пообщаться, они не работают на публику, а именно общаются.
* * *
Петербургский саммит — это грандиозная инсценировка “неформального общения”, в которую вбуханы бешеные деньги. Только по открытым данным, наша страна потратила на нее свыше 10 млрд. рублей. На самом деле, конечно, гораздо больше. В эту сумму не входит помпезная роскошь Константиновского дворца, ремонт которого обошелся в сумму порядка восьми миллиардов. Плюс еще четыре-пять миллиардов ушло на закупку новой мебели в стиле ампир, высадку тысяч деревьев, запуск новых фонтанов, приобретение античных скульптур для парка. А сколько еще было трат, о которых мы никогда не узнаем!
Но зато нам известно вот что. В те самые дни, когда в Стрельну завозились лангусты с косулями, родственники пострадавших пассажиров злополучного авиалайнера в Иркутске покупали на свои деньги лекарства, капельницы и судна, потому что в местных больницах не было самого необходимого. Причем это постыдное обстоятельство никак не скрывалось от широкой общественности. В одном и том же новостном блоке шли сюжеты о питерских великолепиях и тут же рассказывалось, как авиакомпании закупают разваливающееся в воздухе старье, а родственники бегают по аптекам.
Блеск и нищета нашего индустриально развитого государства. Роскошный фасад и позорные задворки. Кому белужью икру, а кому паленую водку, глотни — и забудься.
* * *
В репортажах с саммита “Большой восьмерки” все внимание уделялось внешней стороне дела — культурной программе, погоде, обстановке, нарядам. Телеведущие с умилением рассказывали, кто кого обнял и кто кого подковырнул. Но почти ничего не говорилось о том, что обсуждали лидеры, о чем спорили и какие выражали позиции.
Итоги саммита расплывчаты и неопределенны. Безупречная организация мероприятия не компенсирует ощущение обескураженности и разочарования.
Известно, что лидерам очень понравились электрокары, и президент Буш с удовольствием исполнял роль шофера своей свиты. Тем не менее в ВТО Россию так и не приняли.
Когда гостей удалось ненадолго оторвать от полюбившихся автомобильчиков, президент Путин прочел им лекцию о полноценности российской демократии. Это несомненная удача саммита, хотя остается неясным, кого из гостей президент сумел убедить.
Не выработано общей позиции по ядерным программам Ирана и Северной Кореи. Вспыхнувшая на Ближнем Востоке война в очередной раз показала, что страны “Большой восьмерки” поддерживают ту сторону, где имеют интересы, а интересы у всех разные. Поэтому американцы не отказываются содействовать “оранжевым” тенденциям в странах СНГ, и, несмотря на публичные заверения Путина и Буша во взаимном почтении, российско-американские отношения продолжат ухудшаться.
...Покатались по паркам, поели, попили, потусовались и остались при своем. Единственный положительный итог саммита — про Россию вспомнили на Западе. На несколько дней мы вышли на первые полосы газет, чего давно не случалось. Петербургский саммит с его королевским размахом и теплыми оладьями отныне останется в истории “саммитом Путина”. Лидеры индустриально развитых стран будут вспоминать о нем, как об экзотическом путешествии — довольно любопытном, но несколько утомительном.
Стоит ли такой итог десяти миллиардов? Не напрасно ли цесарку лишили жизни? Вопрос без ответа. Если судить по достигнутым результатам, вполне можно было обойтись обычной курицей.
* * *
Когда человек ограничен в средствах и социально не защищен, ему дико видеть, как государственные деньги тратятся не на реальные дела, а на то, чтоб ПРОИЗВЕСТИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ.
Все это очень напоминает молодых людей гламурной породы, которые живут в загаженных темных комнатах вместе с больными родителями и покупают себе крутые галстуки от знаменитых модельеров.
Они считают, им это необходимо, чтоб производить впечатление. Но производят впечатление только на себя, больше ни на кого.