Петербург примет глав государств “Большой восьмерки”, а на долю Москвы выпало проведение не столь пафосной “Гражданской восьмерки”. Вчера в Москве собралось более 600 представителей общественных организаций из 50 стран, чтобы обсудить волнующие весь мир проблемы.
Сердца участников греет робкая надежда, что президенты и премьеры их услышат. Один послушает наверняка: сегодня на форуме ждут Владимира Путина.
Г-жа Памфилова сообщила, что из России “пригласили всех, кто захотел прийти”. Но политиков и чиновников не звали принципиально. В Москву приехали руководители крупнейших глобальных организаций: Всемирного фонда дикой природы, “Гринпис”, организации “Международная амнистия” и т.д. И российские правозащитники форум не проигнорировали: среди участников и докладчиков — члены Фонда защиты гласности, “Мемориала”, Хельсинкской группы.
Пленарное заседание свернули через 45 минут. Аплодисментов удостоился президент Института национального проекта “Общественный договор” Александр Аузан. Он говорил о том, что обратная связь между обществом и властью работает неважно: “В одной из стран “восьмерки” лишь после массовых волнений согласовываются нормы трудового законодательства, в другой приходится проводить парламентское расследование о вербовке журналистов спецслужбами, а в третьей принимается бессмысленный и беспощадный закон о неправительственных организациях”. По камню в огород Франции, США и России...
Потом участники разошлись по круглым столам обсуждать темы, пересекающиеся с повесткой дня “G-8” в Петербурге. “Я готов, “пояс шахида” уже надел!” — жизнерадостно похлопав себя по круглому животу, сообщил один из российских докладчиков на круглом столе по правам человека в условиях борьбы с терроризмом...
О том, что омрачает отношения государства и гражданского общества в России, “МК” рассказала глава российской Хельсинкской группы Людмила АЛЕКСЕЕВА:
— С апреля вступил в силу новый Закон об НПО, который издан с определенными намерениями — задушить общество. Думаю, когда саммит “восьмерки” пройдет, этим законом начнут пользоваться как следует. Правда, я не верю, что разрушить все гражданское общество удастся: этого не смогли сделать даже в СССР.
К тому же России хочется выглядеть демократической страной... Поэтому и проводится гражданская “восьмерка”, чтобы убедить всех и самих себя, что отношения между властью и обществом нормальные. Но такие мероприятия в любом случае не вредные.