“Пахнет торговец колбаской и сыром, булочник — хлебом, аптекарь — клистиром” — так было во времена Джанни Родари. По сегодняшним меркам — дурной тон, когда от мясника откровенно веет отбивной с кровью: запах ремесла должен заглушать парфюм. Впрочем, как считают специалисты, в моде ароматы не столько от именитых производителей, а созданные индивидуально для конкретного человека. Корреспондент “МК” попытался разгадать тайну парфюмера Жанны Гладковой, ароматами которой пользуются президент и первая леди страны.
Как только я перешагиваю порог лаборатории, аромат апельсинчика, кедра, мимозы и еще десятки запахов буквально сбивают с ног. Воздух настолько пересыщен благовониями, что подступает тошнота. Жанна Гладкова сидит в кресле и колдует над сотнями пузырьков. Она сидит ко мне спиной и, хотя меня не видит, знает о моем приходе. По запаху.
— Судя по вашему парфюму (она без ошибки его называет), вы не любите манную кашу, путешествовать поездом и цирковые представления, — ошарашивает меня Жанна Анатольевна точным замечанием. — Об этом мне сообщил ваш запах. За 20 лет работы я стала психологом: могу рассказать все о характере человека лишь по его духам. Ведь “свой” аромат мы выбираем бессознательно.
Оказывается, Гладкова, смешивая душистые вещества (в арсенале парфюмера их около тысячи), занимается не чем иным, как созданием симфонии. Только нотами ей служат ароматы.
— Послушайте, как звучит пион, если в него чуть-чуть добавить акации, — протягивает мне аромат Жанна Анатольевна. — Получается распустившийся флокс! Но к нотам нужно еще подобрать аккорды. Тогда и зазвучит симфония. Поэтому мы, парфюмеры, говорим, что духами не душатся, а их носят; их не нюхают, а слушают.
Сегодня не столько модны духи известных марок, сколько эксклюзивные, созданные парфюмером для одного-единственного человека. Оказывается, пусть даже очень дорогой парфюм не подходит двум разным людям.
— Представьте девушку с голубыми глазами и ямочками на щеках — разве ей может подходить тот же аромат, что и жгучей брюнетке? — сетует Жанна Анатольевна. — Существуют разные традиции по типу кожи, по времени года, а также по росту и параметрам тела (например, есть запахи для крупных или маленьких людей). Но я рекомендую выбирать парфюм в первую очередь по темпераменту. Современные ароматы — это не духи в традиционном смысле, а аура вашего образа.
Жанна Анатольевна достает темно-бордовую коробочку с тисненым веночком, обрамляющим букву “Л”, а внутри мешочек из бордового же бархата. А из него — хрустальный флакон с нежно-розовой водой — и распыляет его в воздухе. Аромат нежный и торжественный. Оказывается, он подходит одному-единственному человеку — его “носит” первая леди.
— Создать аромат для Людмилы Путиной было очень непросто, — вспоминает Гладкова. — Ведь, чтобы создать индивидуальный аромат человека нужно узнать. С Людмилой Александровной я лично не знакома. Поэтому духи создавались под ее статус. У меня возникла фантазия создать аромат торжества, в котором первая леди могла бы посещать, например, Большой театр и официальные приемы. Прежде всего это камерный аромат, который звучит не ярко, но изысканно. Оказалось, что Людмила Путина любит аромат розы, поэтому розовый аккорд я расцветила жасмином и иланг-илангом. Я передала парфюм через доверенное лицо первой леди. Как мне передали, аромат ей понравился, поэтому к 8 Марта я создала новую фантазию цветочного весеннего ветра и первой зелени.
Любящая жена намекнула, что хорошо бы создать парфюм и для Владимира Владимировича.
Для президента Гладкова выбрала аккорд металлической свежести, терпкой и динамичной, с теплым дыханием сандала и кедра, дымностью ветивера и дорогой кожи. С одной стороны, президент — глава государства и не имеет права на лишние эмоции, но с другой, по мнению Гладковой, ранимый и мягкий. Парфюм президента поместили в коробку в виде древнего сундука, а флакон — в виде старинной фляги с пульверизатором.
— До меня доходят слухи, что Путин моим ароматом пользовался перед встречей с главами государств, — говорит Жанна Анатольевна, смешивая грейпфрут с бергамотом.
— У вас, наверное, нюх как у собаки? — интересуюсь я у Гладковой.
— У всех людей практически одинаковое обоняние, — говорит Жанна Анатольевна. — Освоить профессию парфюмера при желании может каждый. Но разница в том, останется ли парфюмер лишь музыкантом, повторяющим чужие мелодии, или композитором, удивившим мир новым произведением.
Гладкова с удовольствием творит ароматы для своих друзей. Она их чувствует, а значит, легко подбирает новые аккорды. Среди любимчиков — певец Юлиан и художник Никас Сафронов.
— Юлиан на первый взгляд непостоянный, человек-ураган, — говорит Жанна Анатольевна. — Но на самом деле он вдумчивый и романтичный. Когда я создала для него аромат, Юлиан был поражен, насколько я угадала его образ. Кстати, он считает, что благодаря моему парфюму он стал притягивать людей. Да-да! Благодаря запаху можно как расположить к себе собеседника, так и разочаровать его. Представьте, что певец пришел бы заключать контракт со звукозаписывающей студией, а от него бы веяло пусть изысканным парфюмом, но с привкусом легкомысленности. Никасу Сафронову я подарила аромат к его 50-летию. Он не только одурманил самого художника, но и приглашенных гостей, которые тоже пожелали иметь “свой” запах.
Жанна Анатольевна открывает два шкафчика, плотно заставленных духами. Здесь почти три сотни ароматов, которыми она пользуется на разные случаи жизни. Вплоть до того, что парфюмер меняет запахи несколько раз на дню — лишь потому, что утром было пасмурно, и она благоухала свежестью океана, а днем выглянуло солнце, и дурной тон не источать жасмин.
— Сейчас я работаю над ароматом для президента одной из стран СНГ, не называю его фамилию, потому что это сюрприз, — говорит Жанна Анатольевна. — Сотрудники его администрации приезжали утвердить аромат и были поражены, насколько он точно отражает характер главы государства.
Одни из самых дорогих в мире духов “Императорское Величество”, стоимостью 167 тыс.800 евро,выпущенные в 10 экземплярах. Кристаллический флакон венчает крышка из пятикаратового алмаза.