Первый эшелон с российской бронетехникой отправлен с военной базы Ахалкалаки в Грузии (регион Джавахетия) через Азербайджан в Россию. Вывод российской базы из Грузии происходит в соответствии с российско-грузинским соглашением, подписанным 31 марта 2006 года. К 2008 году в Грузии не должно остаться российских военных объектов.
Всего из Ахалкалаки будет отправлен 21 эшелон. Первым эшелоном вывозятся танки и бронетранспортеры. Второй эшелон отправится 23 мая. До осени из Ахалкалаки вывезут всю бронетехнику (более 300 единиц) и вооружение. Эшелоны будут следовать под усиленной охраной грузинских военных и полиции. Необходимость такой охраны вызвана тем, что против вывода базы резко выступает местное население. Дело не только в том, что многие местные жители служат на базе и она является для них источником дохода. Джавахетия — регион компактного проживания армян, которые видят в российских военных защиту как от соседей-турок (турецкая граница здесь в 50 км), так и от грузинских националистов. Армяне Джавахетии неоднократно протестовали против вывода базы на митингах и даже блокировали дорогу, по которой предполагалось вывозить военную технику. Больше всего здесь опасаются, что вместо российской базы появится база НАТО с турецкими военнослужащими.
Вывод российских баз наряду с другими решениями последнего времени — вроде запрета импорта грузинского вина и минеральной воды — означает наш окончательный “развод” с Грузией. До сих пор в российской политической элите шла борьба между теми, кто считал, что нам надо бороться “за всю Грузию”, причем сохранять дружеское расположение этой закавказской республики ценой любых уступок, и теми, кто утверждал, что Грузия — антироссийская по своей природе и “отрезанный ломоть”. И поэтому России надо закрепляться на новых форпостах — в Абхазии и Южной Осетии. Видимо, российский политический класс окончательно утвердился на второй точке зрения. Следующим логическим шагом, вероятно, станет ограничение трудовой миграции из Грузии. Однако непонятно, почему Москва, с одной стороны, ослабляет режим Саакашвили, вводя запрет на импорт грузинских товаров, а с другой — укрепляет его, выводя базы. Ведь это только добавит ему популярности внутри страны.
— Для нас вывод баз — это, безусловно, очень плохо. Россия теряет военно-политические и военно-стратегические позиции в Грузии, — считает завотделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров. — Минобороны лукавит, когда говорит о том, что эти базы не имеют для нас военного значения. Базы контролируют одну из двух важнейших стратегических дорог, идущих через Грузию к Каспию. Теперь войска НАТО смогут в любой момент перекрыть эту дорогу, высадив десант, и возить по ней, например, тяжелую военную технику. Наличие российских баз было сдерживающим моментом для вступления Грузии в НАТО. Поэтому надо было бороться за возможно более долгий период вывода наших войск из Грузии. Например, апеллируя к местному населению, которое не хочет вывода базы. Можно было бы провести в Ахалкалаки референдум по базе. И против воли населения никто бы не пошел. Но наши политики боятся любого кризиса. Хотя отстаивать свои интересы можно только через кризисы. Иначе остается только отступать, сдавать позиции.