Депутаты хотят сбросить маски: президиум фракции “Единая Россия” высказался за скорейшую разработку закона, который позволит народным избранникам входить в советы директоров компаний.
Сейчас закон о статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации запрещает совмещать работу в парламенте с предпринимательской деятельностью. Запрет этот спокойно обходится: некоторые народные избранники в своих думских кабинетах бывают очень редко, зато их всегда можно найти в офисах принадлежащих им компаний. Нельзя народным слугам также “состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации”. Формально, получив мандаты, они действительно уходят с должностей председателей или членов советов директоров и правлений крупных компаний. Но это совсем не означает, что они перестают быть их лоббистами. Как, в каком объеме и в какой форме вознаграждаются такого рода услуги — тайна за семью печатями.
И вот руководство фракции большинства решило убрать из закона о статусе стыдливые слова про “органы управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации”. По неофициальным данным, “единороссов” навело на эту мысль намерение Совета Федерации внести закон соответствующего содержания, касающийся лишь сенаторов. Естественно, с такой дискриминацией депутаты смириться не могли. К тому же, говорят сторонники затеи, неудобное ограничение появилось пять лет назад с подачи вредного “Яблока”, тогда еще представленного в Думе, с целью сделать персональную неприятность тогда еще депутату Виктору Черномырдину — чтобы бывший премьер не мог войти в состав руководящих органов “Газпрома”…
“Что плохого, если депутат официально, открыто своим авторитетом помогает какой-то компании? — недоумевают сторонники. — Вот и будет у нас легальный лоббизм”. Честнее, чем сейчас… Противники затеи утверждают, что это “слишком”. Но тоже признают, что таким образом лишь будет легализована некоторая часть лоббистской деятельности.
Напомним: закон о лоббизме, о котором много говорилось в начале 90-х, так и не принят, более того — заинтересованности в его разработке и принятии с каждым годом все меньше и у депутатов, и у правительства, и у Администрации Президента. Да что там говорить — совсем ее нет, заинтересованности.
По некоторым сведениям, “снять маски” депутатам не позволят: и правительство, и Кремль как-то кисло отнеслись к их планам. Кстати, многие кремлевские чиновники и министры официально входят в руководящие органы крупных корпораций, представляя там “интересы государства”.