Почти 4 месяца все были заинтригованы. “Имеется идея, касающаяся решения проблемы глобального потепления за несколько лет, а не за десятки и сотни лет, как предлагается нынешними методами”, — сказал академик Юрий Израэль на церемонии вручения правительственных наград в Кремле в конце июля и передал Путину папку с несколькими листками.
Что же было там? Долгое время попытки узнать это оказывались безуспешными. Сам “виновник” не хотел до поры до времени раскрывать секрет, а сотрудники его Института глобального климата и экологии говорили о полном неведении: “Юрий Антониевич даже писал текст, предназначавшийся Путину, не на своем институтском компьютере, а дома”. Наконец завеса тайны приоткрылась. На днях Израэль дал интервью одному из столичных СМИ, объяснив в том числе и смысл той самой переданной президенту идеи.
Известный ученый хочет бороться с перегревом нашей планеты отнюдь не с помощью снижения выбросов углекислого газа в атмосферу. Вместо этого он предлагает слегка “занавесить” Солнце — чтобы не так жарило. Нет, никакого затмения не предполагается — по расчетам, солнечное излучение достаточно уменьшить буквально на 0,5%, чтобы компенсировать излишки температуры на Земле.
Для осуществления “антисолнечного” проекта, идею которого в свое время высказал еще советский академик Михаил Будыко, нужно ввести в стратосферу — в 12—20 километрах над землей — аэрозольные вещества, поглощающие солнечный свет. (Подобное происходит и в естественных условиях — при вулканических извержениях.) По расчетам Юрия Израэля, снизить температуру у поверхности земли на 1—2 градуса можно, если накачать в стратосферу 600 000 тонн аэрозольных частиц, полученных при сжигании серы. Один из способов проведения такой “спецоперации” — запускать самолеты, заправленные высокосернистым топливом. “Метод можно внедрить всего за два-три года, — подытожил академик. — Самое главное, мы действительно сможем управлять климатом”.
Итак — клин клином вышибают? Вместо прежних забот о максимальном сокращении выбросов в воздух всякой “химии” будем “засеривать” атмосферу? “МК” попросил прокомментировать этот проект специалистов в области экологии.
Георгий ГОЛИЦЫН, академик, директор Института физики атмосферы:
— Юрий Антониевич еще раньше ознакомил меня со своими предложениями. Согласно предварительным расчетам, для образования требуемого аэрозольного “экрана” над Землей потребуется в первый раз сжечь около 200 000 тонн серы, а в последующем ежегодно сжигать еще по 100 000 тонн, чтобы компенсировать естественную убыль аэрозольных частиц. Цифры, конечно, впечатляют, но при извержении вулкана выброс в сотни раз более мощный. Такое извержение произошло, например, лет 15 назад на Филиппинах, и в результате этого катаклизма действительно температура снизилась на время на несколько десятых долей градуса. А в 1815 году при сильнейшем извержении вулкана Тамбора в Индонезии образовался грандиозный аэрозольный шлейф, из-за которого Европа и Северная Америка практически лишились лета, но зато зима была теплее обычного.
Сама идея искусственного заброса аэрозолей в стратосферу прорабатывалась академиком Михаилом Будыко еще лет 30 назад, но методы расчетов за прошедшие с тех пор десятилетия уже устарели. Нужно тщательно просчитать, как будут вести себя там, наверху, аэрозольные массы.
Может, и есть здравое зерно в предложении Юрия Антониевича, но одного зерна в столь масштабном вопросе мало.
Мигмар ПИНИГИН, доктор наук, зав. лабораторией атмосферного воздуха Института экологии человека:
— Юрий Антониевич — признанный авторитет в области глобальных изменений климата. Могу сказать, что осаждение частиц серы на поверхность Земли при использовании этого метода скорее всего будет незначительным и не приведет к выпадению кислотных дождей. Основная часть рассеиваемых аэрозолей будет уходить из верхних слоев атмосферы в космос.
Алексей КОКОРИН, координатор климатической программы Всемирного фонда дикой природы:
— Для начала процитирую Гавина Шмидта, ученого из Годдардовского института космических исследований НАСА: “Сульфатные аэрозоли — это очень старая идея, высказанная еще Эдвардом Теллером — отцом американской водородной бомбы. Она неоднократно обсуждалась и никогда не рассматривалась учеными как возможное решение. Это крайне опасное занятие: практически невозможно откалибровать эффект и не свалиться в переохлаждение. У этого предложения масса потенциально опасных побочных последствий для физики и химии атмосферы”.
Что касается использования именно серы — другое вещество для создания самых мелких аэрозольных частиц, способных висеть в атмосфере месяцами, предложить, пожалуй, невозможно. Загрязнение атмосферы при осуществлении такого проекта будет незначительным. Однако выброс аэрозолей может стать причиной более интенсивных и непредсказуемых циркуляций в атмосфере. Изменение температур в большинстве климатических зон заранее предугадать трудно: где-то станет холоднее, где-то — наоборот, жарче. Почти наверняка потеплеет в приполярных районах.
Может быть, лет через 50 ученые смогут набрать достаточную статистику влияния аэрозольных выбросов в атмосферу на изменения климата, чтобы делать более обоснованные выводы. А до той поры лучше не забывать мудрого принципа: “Не навреди!”.