Разводить лохов дешевыми автомобилями нынче не в моде — не все еще забыли проделки “Властилины”. А мошенники всегда идут в ногу со временем. Вот появилась новая массовая приманка — ипотека, и тут же выросли суперсовременные ипотечные пирамиды.
Чтобы самой испытать, как действуют мошенники, корреспондент “МК” отправилась в офис одной из таких фирм на Малой Тульской. И попала прямо... в лапы ОБЭПа.
Пенсионерка из Москвы, 58-летняя Валентина Милашкина (фамилия изменена), пожаловалась “МК”, что погорела на ипотеке. Вместо того чтобы дать обещанный заем на покупку новой квартиры, фирма, куда она обратилась, развела ее аж на 34 тыс. долл. Что для пенсионерки — согласитесь — равносильно катастрофе.
Валентина Степановна давно мечтала о приличном жилье. Деньги наскребала буквально по крохам — и семейные сбережения, и наследство свекрови-покойницы пошли в дело. И все равно не хватало — даже на “однушку”. Но год назад ее мечта вдруг показалась близкой реальностью.
Пенсионерка случайно напала на рекламу некой столичной фирмы, которая предлагала услуги по ипотеке под небывало низкие проценты. Вместо 12—16% годовых (такова обычная ставка) Милашкиной обещались дать деньги взаймы всего под 7% — если она купит квартиру в новостройке, или под 9% — на вторичном рынке.
Это было невероятно выгодно. Но для получения кредита требовалось внести аванс — собственные деньги — 20% от стоимости квартиры, которую человек хотел купить.
И Валентина Степановна решилась. Правда, договор, который заключила с ней фирма, был всего лишь “на оказание юридических услуг”. Там говорилось, что фирма обязуется принять и проверить ее бумаги, определить, сможет ли она получить заем, подготовить для этого нужные документы, проверить юридическую чистоту квартиры. И только.
— Они всем подряд обещают кредит, даже без полного пакета документов, — вспомнила потом пенсионерка. Но тогда она не заподозрила ничего дурного. И стала подыскивать себе квартиру. А когда нашла, то деньги — пресловутые 20% от стоимости жилья — ее попросили принести прямо в фирму. Мол, та уже сама перечислит их продавцу.
В октябре прошлого года Милашкина отнесла на Малую Тульскую свои кровные — 12 400 долларов наличными. Сдала их без квитанции, без заключения нового договора (!) — словно какой нечистый глаза ей отвел. А взамен получила единственную бумажку, где было сказано примерно следующее: мол, если что с покупкой не срастется, то фирма обязуется “вернуть всю сумму в полном объеме по первому требованию”.
Прошла зима, настало лето, а переехать в новую квартиру все не удавалось. Ту, что хотела купить пенсионерка, в фирме забраковали (“Ой, дорого вам обойдется за нее проценты выплачивать!”) и велели искать новую. Тут Валентина Степановна поняла, что оказалась на крючке. А куда деваться? Деньги-то уже внесены.
Нашла другую квартирку. В фирме пообещали подготовить необходимые документы и попросили... добавить еще деньжат.
— Директор, Армен Саакян, объяснил: тогда за заем он возьмет с меня всего 7% годовых — а это очень выгодно, — вздыхает пенсионерка.
30 мая с.г. Милашкина вручила Саакяну еще 6600 долл. и 320 тыс. руб. Тоже наликом. И опять — тишина.
— Новоселье откладывалось, а Армен Жораевич придумывал все новые объяснения. Я стала звонить каждую неделю. Прошу: “Верните деньги”. Он отвечает: “Не волнуйтесь, у вас все будет хорошо...” Они предложили составить график, по которому мне станут возвращать деньги. Но ведь эту выплату можно растянуть и на 30 лет. Я в этой фирме познакомилась с женщиной из Костромы. Она отдала 25 тыс. долл., теперь забрать не может.
Однажды Милашкина, придя к ипотечникам, увидела, что вместо Саакяна в директорском кресле сидит молодой парень. Говорит: “Я тут теперь новый хозяин”. А уж когда в особнячке сменился весь персонал, Валентина Степановна наконец прозрела и понесла заявление в ОБЭП УВД Южного округа.
* * *
...Перила в особнячке оклеены дешевенькой пленкой под дерево, зато в директорском кабинете — сам Путин улыбается за стеклом.
Когда я переступила порог офиса, сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями как раз проводили там изъятие документов. И потому взмыленным фирмачам было не до вкрадчивых уговоров потенциальной клиентки.
— Я вот насчет ипотеки, — мямлю, переминаясь с ноги на ногу. — Собираюсь тоже вам деньги принести, только сомневаюсь...
— Приносите — я возьму. Я не такой дурак, чтоб не брать! — рявкает лощеный юрисконсульт фирмы, углубившись в бумаги, переданные ему для изучения оперативниками.
— И вы мои деньги потом вернете?
— А зачем?! — издевательски цедит он в ответ.
— На каком основании принимали деньги у клиентки? — интересуются опера у бледного юноши в директорском кресле.
— На основании “Соглашения об авансе на покупку квартиры”, — оправдывается бледный. — Да вы посмотрите, сколько ей лет, вашей клиентке! И у нее половина документов не оформлена...
— Так где все-таки деньги?
— Все вопросы к Саакяну...
— А где приказ о вашем назначении директором? — наседает оперативник.
— Отдали на регистрацию, — огрызается юрист…
Позже я позвонила в ОБЭП УВД Южного округа, чтобы выяснить, велики ли шансы закрыть эту подозрительную фирму.
— Заявление от гражданки Милашкиной мы действительно получили, — подтвердили в ОБЭП. — Оно пока единственное. Сейчас будем проводить полную проверку деятельности этой фирмы и выявлять, есть ли нарушения закона. Если найдем, возбудим уголовное дело, а по какой статье, еще неизвестно. Это зависит от того, какие именно нарушения найдем.
* * *
Мы попросили прокомментировать ситуацию адвоката Елену НАХИМОВУ:
— В разных вариантах — где жестче, где мягче — такое кидалово можно встретить где угодно, даже в крупных риэлторских компаниях. Но там хоть юридическое обоснование хорошее. А тут — мошенничество чистой воды, основанное на тех же мотивах, по которым люди несли деньги в “МММ”.
— То есть пирамида?
— До определенного момента. Возможно, ваша героиня попала в ситуацию, когда первая волна выдохлась (первопроходцы не только несут, но и получают “выросшие” деньги), и пошла волна вторая — уже никто ничего не получает.
— Низкий процент за ипотеку — хорошая приманка?
— Скажем так, 7—9% — это ниже банковской ставки. Ведь что такое ипотека? Кредит под залог недвижимости. Допустим, я — фирма, покупаю вам квартиру, мы заключаем кредитные обязательства, и вы сразу мне эту квартиру закладываете. Мы регистрируем договор залога, а когда вы расплатитесь (может, 25 лет будете расплачиваться) — залог снимается. А тут пенсионерке ничего не дали, зато деньги отобрали.
— Но ее заставили готовить документы по всей форме, чтоб получить заем.
— Это типичный развод лохов, основанный на психологии: мол, раз так тщательно проверяют документы, значит, точно кредит дадут. Кстати, там рядом, на Большой Тульской улице — Регистрационная палата. Такие места дорого стоят: фирмочки приманивают клиентов своей кажущейся близостью с официальными госструктурами.