Казалось бы, все хорошо: Пенсионный фонд работает как часы, регулярно выплачивая и индексируя пенсии. Но за внешним благополучием — глубокий кризис пенсионной системы. Об этом шел разговор в конце прошлой недели во Владимире на выездном заседании Клуба социально-консервативной политики (он объединяет тех, кого считают левым крылом “Единой России”). Участвовавший в дискуссии глава ПФ Геннадий Батанов заявил, что если не предпринять решительных мер, то через несколько лет мы вернемся к тому, от чего пытались уйти: к уравниловке в пенсионном обеспечении.
“Под угрозой оказался главный принцип реформы — зависимость размера пенсии от размера заработка”, — рассказал глава думского Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев. Напомним: для тех, кто уйдет на покой в ближайшие 10 лет, пенсия будет состоять из двух частей — базовой, которую государство гарантирует даже тунеядцам, и страховой, напрямую зависящей от размера трудового вклада. На формирование страховой части пенсии работодатели должны ежемесячно отчислять в ПФ по 14% от фонда заработной платы. Геннадий Батанов считает такие тарифы слишком низкими: “Такого нет нигде в мире, минимум — 18 процентов”.
Но и по 14% многие не платят. И вот в 2002 году, первом году реформы пенсионной системы, дефицит ПФ по страховой части составил 117 млрд. рублей, а к 2004-му вырос до 146 млрд. Сейчас ПФ рассылает 64 миллиона “писем счастья” за 2004 год. У 1,5 миллиона работающих молодых людей в письмах этих — по нулям. Это значит, что вся их зарплата — в тени. А у скольких миллионов отчисления идут лишь с “белой”, меньшей части заработка — никто не знает. Ожидали, что с 1 января 2005 года, после радикального снижения ЕСН, ситуация поменяется: зарплаты вырастут и станут активнее выходить из тени. Но, изучив данные Росгосстата за первое полугодие, участники дискуссии констатировали: этого не произошло. Получив от государства подарок — снижение налогового бремени на 280 млрд. рублей в год, — российский бизнес взял его себе целиком. Что делать? Некоторые депутаты предлагают ввести законодательную ответственность для не выполняющих свои обязательства перед работниками хозяев. А Геннадий Батанов считает, что нужно поискать и другие резервы. Например, увеличить до 25 лет для женщин и 30 — для мужчин трудовой стаж, дающий право на получение страховой пенсии. Но депутатам эта идея не понравилась. Еще глава ПФ предложил непопулярную меру: брать у граждан хотя бы по 2% заработка.
Геннадий Батанов уверен, что нужно начать разъяснять молодым россиянам в школах особенности нашей пенсионной системы, чтобы они отстаивали свои права перед хозяевами, увидев липовые цифры в “письмах счастья”. О том, что будет с наемным работником, предъявляющим претензии такого рода хозяину, никто не сказал. И про профсоюзы, которые в нормальных странах отстаивают интересы граждан в подобных ситуациях, никто не вспомнил. Может быть, шанс получить достойную пенсию остается у тех, кому 55—60 стукнет в 2013 году и кто получит уже не только базовую и страховую пенсии, но и накопительную? Едва ли. “Меньше 2% россиян доверяют накопительную часть негосударственным фондам, а государство вкладывает деньги в государственные же ценные бумаги с доходностью ниже уровня инфляции, то есть не только не приумножает их, но даже не сохраняет”, — сказал Андрей Исаев. И предложил обязать вкладывать деньги с накопительных счетов в негосударственные бумаги с большой доходностью, как это делается в других странах.
В общем, государство не в состоянии гарантировать россиянам хлеб с маслом в старости. “Вы думаете, немцы, у которых государственная пенсия 1200 евро, на нее по заграницам ездят? Нет! За границу они ездят за счет негосударственных пенсионных накоплений”, — заявил Геннадий Батанов. Но тут все опять вспомнили про низкие российские зарплаты и недоверие граждан к страховым и финансовым институтам…