Скандальная история с пересмотром итогов голосования по выборам депутата Госдумы в 112-м одномандатном Орехово-Зуевском избирательном округе когда-нибудь попадет в Книгу рекордов Гиннесса. За последние полтора года состоялось 64 суда по пересмотру итогов голосования. И будут еще. А все потому, что в декабре 2003 года водочный король Владимир Брынцалов выборы проиграл.
“На этих выборах все было куплено”, — такое стойкое убеждение вынесли жители Орехова-Зуева после того, как поучаствовали в голосовании. Никогда еще так скрупулезно и долго в 112-м округе, в состав которого помимо Орехова-Зуева входили Шатурский, Егорьевский, Павлово-Посадский районы и город Электрогорск, не подсчитывали бюллетени. Целых две недели избирательные комиссии не могли подсчитать окончательно, кто же все-таки победил. Впрочем, поиски фаворита явно шли от лукавого. Уже через сутки после закрытия участков для голосования было ясно: симпатии избирателей — на стороне Сергея Собко. За него было подано на 2500 голосов больше, чем за другого лидера предвыборной гонки — Владимира Брынцалова. Разрыв минимальный, но тем не менее.
Собко и Брынцалов — давние конкуренты. Оба баллотировались в Госдуму по одному и тому же округу несколько раз: в 1995-м, 1999-м и 2003 годах. В первых двух марафонах победа доставалась Брынцалову. В 2003-м он оказался от нее на расстоянии вытянутой руки. И тут началось! Сразу же после оглашения предварительных результатов обидевшийся кандидат забросал избирательные комиссии заявлениями: перепроверить работу участков для голосования. Именно так — перепроверить, а не разобраться с конкретными нарушениями. Территориальные избирательные комиссии засели пересчитывать голоса. Скорректированные результаты существенно отличались от предварительных. Оказывается, за Собко проголосовало уже не на две с половиной тысячи избирателей больше, а всего на 613.
— “Скорее разверзнутся небеса, чем я откажусь от власти”, — бросил в сердцах Брынцалов, — вспоминает депутат Госдумы Собко, — когда я напомнил ему: проигрывать трудно. Я дважды проигрывал и принимал поражение спокойно.
14 декабря 2003 года Орехово-Зуевская ТИК под нажимом Брынцалова должна была в очередной раз пересчитывать. Но зам. председателя комиссии Андрей Турунов делать это отказался. 19 декабря результаты выборов в 112-м округе были утверждены ЦИК. А вечером того же дня Андрея Турунова убили двумя выстрелами в упор на пороге собственного дома. При этом ореховская милиция и прокуратура не усмотрели никакой связи между убийством и общественной деятельностью погибшего...
На сегодняшний день картина с пересмотром итогов голосования такова. В Орехово-Зуевском горсуде на рассмотрении находятся три дела по этому поводу, в Егорьевском — одно, в Павлово-Посадском — одно, в Шатурском — два, в Московском областном — одно. Симптоматично, но в качестве доказательств в судах начинают всплывать вскрытые коробки с бюллетенями, которые должны храниться в опечатанном виде. Вместо них были обнаружены бюллетени с исправлениями, явно сделанными заинтересованными ручонками уже после голосования. Однако все это мелкие шалости по сравнению с тем, что произошло осенью прошлого года в Литве, где неожиданно нарисовались представители проигравшего кандидата.
Не мудрствуя, они попросили председателя Каунасского сообщества россиян купить им за хорошие деньги заявления избирателей, якобы недовольных организацией выборов в Госдуму РФ на территории прибалтийского государства. Ведь избирательные участки для россиян, находящихся в Литве, на выборах 2003 года были прикреплены к 112-му Орехово-Зуевскому одномандатному округу. К чести наших соотечественников за рубежом, этот финт не прошел.
Зато в родном Павловском Посаде, где г-н Брынцалов владеет крупнейшим текстильным предприятием, его поняли, поддержали. К слову, в соседнем Электрогорске у него фармацевтическая фабрика. Так что для посадских он свой. Чего не скажешь о Сергее Собко. Он, в общем-то, тоже человек небедный, у него тоже есть предприятие, но в Егорьевске. Так вот, в Павлово-Посадском горсуде Брынцалов опротестовал итоги голосования по 16 избирательным участкам. Дело судили долго. До тех пор, пока (снова странное совпадение!) судья, которая вела это дело, не уволилась.
В мае этого года дело взял сам председатель суда С.Е.Генералов. И вынес сенсационное решение: признать на 8 участках итоги голосования недействительными. Последнее означало, что Собко утрачивает перевес в 613 голосов, результаты выборов в 112-м округе дезавуируются, и вместо них назначаются повторные. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
На днях Московский областной суд отменил решение своих павлово-посадских коллег. Сенсация не состоялась. А счастье было так близко, так возможно... Впрочем, предугадать дальнейшие действия обиженного олигарха несложно.