“Думаю, что накопилось достаточно вопросов о состоянии законности и преступности в войсках”, — так начал вчера пресс-конференцию главный военный прокурор Александр Савенков.
И то правда: в прошлом году и в первые месяцы нынешнего года преступность в войсках резко скакнула вверх. “Говорю об этом с болью, но статистика вещь упрямая”, — сказал генерал Савенков. “МК” больше прочих интересовали вопросы соблюдения прав рядовых солдат.
— Александр Николаевич, родителям страшно отпускать своих детей в армию...
— К сожалению, в войсках у нас сейчас нет главного — нет индивидуальной работы с каждым солдатом. Ему пойти излить свое горе некому. Отсюда — суицид. В прошлом году в результате суицида в войсках погибли 246 человек. Большинство из них не нашли возможность терпеть притязания сослуживцев. А призыв на военную службу — это, безусловно, психотравмирующая ситуация. И в этом направлении нам всем следует работать. Ведь, например, в армии других стран на это тратят огромные деньги. У них существует институт военных капелланов, а у нас в Самаре, например, произошел вообще дикий случай: два капитана решили узнать у солдата, откуда у него синяк. И “спрашивали” его так, что ему пришлось ампутировать селезенку… Капитанов приговорили к 4 и 7 годам лишения свободы за издевательство.
— Получается, что дедовщины меньше не становится, и офицеры перестали быть примером для солдат?
— Рост преступности, связанной с рукоприкладством, составляет 25%. Здесь я бы хотел сказать о том, что необходимо как можно скорее решать вопрос о праве командира накладывать дисциплинарный арест. Гауптвахты у нас отменили в июле 2002 года, а взамен — ничего. В результате командиры не находят способов наказания своих подчиненных. Как следствие за это время было осуждено 353 офицера, в том числе 169 — к реальному лишению свободы. Что касается офицеров, которые перестали быть примером для солдат… Я приведу такой пример. Бывший командующий Северным флотом адмирал Сучков был осужден к условному сроку за то, что по его вине при транспортировке на утилизацию затонула подводная лодка. И сейчас на дне Баренцева моря лежат 9 человек, моряков-подводников. Это значит, что 9 семей остались без отца, без мужа. Срок наказания адмирала еще не истек, а он в апреле этого года назначен советником министра обороны на генерал-полковничью должность… На мой взгляд, эта ситуация не соответствует вопросам правосудия. Его приказы обязательны для выполнения. С какими глазами и с какой совестью можно было соглашаться на этот пост? Ведь на сегодняшний день, если бы он был простым призывником, его бы даже по закону нельзя было призвать в армию: с непогашенной судимостью в армию не призывают. Это, безусловно, не красит Вооруженные силы.