“Сколько должна стоить нефть, чтобы начать заниматься детьми?” — этот риторический вопрос Элле Памфиловой, оказывается, регулярно задают за границей чадолюбивые иностранцы. В Европе треть бюджета расходуют на нужды подрастающего поколения. У нас же ежемесячное пособие матерям по-прежнему составляет позорные 70 рублей — и его рост в следующем году аж до 150 целковых рассматривают уже как огромное социальное достижение.
На днях в Администрации Президента собрались представители общественных организаций, чтобы опять обсудить больную и вечную тему: как улучшить жизнь детей в РФ.
“700 миллиардов рублей составил профицит нашего бюджета за четыре месяца 2005 года”, — выдал “страшную тайну” депутат Госдумы Владимир Васильев. И тут же пояснил: в какой стабфонд уйдет эта гигантская сумма, неизвестно, — но, по-видимому, ни одной копейки из нее цветам жизни не светит.
В следующем году будет закончено федеральное финансирование целевой программы “Дети России” и — адью, отныне почти все детские траты и пособия обяжут выплачивать регионы. Центр не планирует тратиться даже на всеобщую диспансеризацию школьников. Хотя общеизвестно, что здоровыми остаются не больше 30% выпускников, даже из благополучных семей. Растет беспризорность и безнадзорность. И только наша власть не видит повода для переживаний. “В каждом министерстве есть люди, отвечающие за детскую политику, но их никто не слушает, они не могут попасть на прием хотя бы к замминистра”, — взволнованно заявила Валентина Петренко, председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации. По ее словам, тайна, покрытая мраком, — какое ведомство и сколько конкретно тратит на подрастающее поколение. В бюджете на 2006 год проблемы детей почти не прописаны. Говорят, что все съела монетизация...
Даже при Ельцине “детский вопрос” не был таким удручающим: с 95-го года по этому поводу было принято 20 указов президента, 80 законов и 200 постановлений правительства. Пусть не все они выполнялись, но бюрократы все же делали вид, что работают.
Сейчас они даже не стараются. От Министерства финансов на круглом столе отдувался Сергей Леонтьев, который откровенно признался, что ему лично детей очень жалко, но как представитель своего ведомства он должен честно заявить: денег нет. А тот мизер, что все же дадут, вполне возможно, в регионах потратят не по назначению, там и без детей бюджетных дыр хватает.
“Единственное, Минфин может пообещать, что все выделенные средства дойдут до получателей, — обнадежил чиновник. — Как они будут расходоваться дальше — не наша прерогатива”.
После этого смелого заявления любые попытки обсудить готовящийся президентский Указ об основных направлениях социальной политики по улучшению положения детей вплоть до 2010 года выглядели, по меньшей мере, мазохизмом.