Это был год диктатуры ТВ-менеджеров и бесправия ведущих. Начальники их увольняли, выбрасывали из прайм-тайма и отправляли в долгий творческий отпуск прямо-таки нещадно. Теперь очень трудно иметь постоянные телепристрастия ввиду недолговечности любой эфирной продукции. Тем не менее в условиях, казалось бы, полной ТВ-анархии мы усмотрели некие тенденции и закономерности.
УВОЛЬНЕНИЕ года
Леонид Парфенов мог бы пойти на биржу труда и получить свой месячный оклад в качестве компенсации за произвол начальства. По слухам, месячное НТВшное жалованье г-на Парфенова составляло около 50 тысяч долларов.
Он уехал прочь на ночной электричке. Он ушел, но обещал вернуться. Или мы, телезрители, хотим, чтобы он вернулся. Так что же, наш поэт, невольник чести пал, оклеветанный молвой? Скорее, одна из лучших программ отечественного ТВ “Намедни” пала смертью храбрых. А задушить ее помогли обе противоборствующие стороны: и г-н Парфенов со своими сверхамбициями, и родная власть с ее угрюмой серьезностью. Зато шуму было предостаточно. Аполитичный денди, Леонид Геннадьевич, в одночасье оказался и “диссидентом”, и “совестью нации”, и черт еще знает кем. Ему это надо? Может быть. По крайней мере, после столь масштабного скандалища парфеновские акции резко пошли вверх, и человек-стиль возглавил русский “Ньюсуик”.
ВЫБОРЫ года
Даже совершенно аполитичный человек, насмотревшись репортажей нашего ТВ о выборах на Украине, запросто мог стать ярым сторонником Ющенко. Мальчиков для битья всегда жалко.
Не всякая птица долетит до середины Днепра. Наша птица-тройка, в виде основных федеральных каналов, как гончая на дичь, набросилась на оранжевую украинскую революцию. И ну ее мочить в сортире. А какие перлы были! Тут вам и “цвет детской неожиданности”, и наследники СС... Ну а сколько добрых и красивых слов было сказано про прокаженное лицо Ющенко и его подругу Жанну д’Арк — Тимошенко, и не сосчитаешь. Телевидение вдохновенно колебалось вместе с линией “партии”. И даже безупречный В.В.Познер в свои “Времена” перед первым президентским туром позвал почему-то только сторонников г-на Януковича. Свалив столь нелепый выбор на собственную помощницу. Отыгрался ВВП примерно через месяц, героически надев на себя в прямом эфире стильный оранжевый галстук. Правда, на всякий случай под модным дорогим пиджаком на Владимире Владимировиче виднелась гладко отутюженная голубая рубаха.
НЕУДАЧНИКИ года
Ни города, ни женщин
“Город женщин” вымирал медленно. Сначала оттуда сбежала Елена Малышева, заявив, что не желает в этом перетряхивании грязного белья порочить имя доброго доктора. Когда побежали и другие, придумали, что каждую программу должны вести новые женщины. Рулила процессом Лариса Кривцова. Она даже стала продюсером дневного вещания на канале. Ввиду того, что у ее программы рейтинги падали день ото дня, выглядело это назначение весьма странным. Проект, задуманный для того, чтобы увести зрителей у “Принципа домино” и “Короткого замыкания”, себя не оправдал и был закрыт.
Нашествие блондинов
“Короткое замыкание” звезд с неба никогда не хватало. Чувствовалось, что ведущему Федору Павлову-Андреевичу просто не хватало жизненного опыта, чтобы как следует разобраться в той или иной житейской ситуации. Его попытались сменить на Антона Комолова. После чего стало понятно, что эффектнее Малахова в чужом грязном белье рыться не умеет ни один мужчина. И проект “замкнуло”: после летних каникул в эфир он уже не вернулся.
Последний поход “натуралиста”
“Путешествия натуралиста” наделали больше всего шуму. Сначала они просто стали выпадать из сетки вещания. Руководство ссылалось то на выборы, то еще на какие-то причины, но в прошлом январе программа вышла в эфир всего два раза. После выборов ситуация нормализовалась лишь на несколько недель. Тут же появились сведения о том, что “Дачников” Шаховой, у которых на Первом были те же проблемы, вместе с Любимцевым продали на НТВ. Причем без их ведома. Когда на “четвертой кнопке” уже версталась сетка, Маша Шахова на голубом глазу утверждала, что она ни сном ни духом. Но “Дачники” как-то пристроились, а Любимцев так и остался не у дел. Дорого нынче путешествовать. И опасно.
КАНАЛ года
НТВ, конечно, не самый лучший, но безусловно самый шумный, веселый и колбасивший весь год канал.
Ребята явно подраспустились, каждый “сверчок” дул в свою дуду, нес отсебятину, и наводить порядок сверху прислали проверенного во всевозможных боях истинного “арийца”, беспощадного к врагам президента, настоящего профессионала Владимира Кулистикова. Первым делом новый гендиректор отменил на НТВ “Свободу слова” и “убил” смехунов Хрюна Моржова и Степана Капусту. Еще главный внес личный вклад в отставку шефа информации Александра Герасимова, а Николай Сенкевич срочно получил повышение: теперь он гендиректор “Газпром-медиа”. Ну, а богиня “Новостей” Татьяна Миткова потеряла “лицо”, которое тут же было выведено из эфира. Необыкновенное приключение случилось и с секс-мечтой всех российских мужчин среднего возраста Юлией Бордовских. Девушку убрали как из “страны”, так и из “мира”. И поставили на случку потерявшихся людей, обозвав сие душераздирающее зрелище “Короткими встречами”. Получился форменный провал: Юленьке все эти брошенные товарищи были по фигу. Теперь новый генпродюсер канала Александр Левин думает, куда бы ее еще пристроить — ведь девушка-то созрела.
СВАДЬБА года
Бракосочетание Елены Выходцевой и Массимо Мацца стало чуть ли не главной светской новостью мая.
Вопреки всем приметам в мае ведущая “Вестей” Елена Выходцева сочеталась законным браком с гражданином Италии. Свадьба плавно переросла в экскурсию по Москве для “молодого”, а потом в традиционное застолье для всех прочих. Событие было обставлено как раз для светской хроники — экзотический избранник и невеста, изо всех сил делающая вид, что не замечает репортеров. Спустя некоторое время Выходцева из не слишком престижного дневного эфира “поднялась” до вечернего времени. Наверное, это и называется брак по расчету.
СМЕХ года
Кто смешнее — Регина Дубовицкая или Евгений Петросян со своей Петросяншей? Этот сакраментальный вопрос вот уже целый год волнует лучшие умы человечества.
Кто только на эту тему не плевался: и министр культуры, и министр обороны, и вся наша затюканная интеллигенция. Но товарищи лают, а “Аншлаг” и “Кривое зеркало” идет — на Первом и на Втором. Часто в одно и то же время. Как с Брежневым: один канал щелкнул, другой, а там Евгений Ваганович с Региной Игоревной — я тебе попереключаю. А главное, народ-то над этим всемирным шоу гогочет до умопомрачения. А против народа не попрешь — ни-ни!
КАСТИНГ года
О том, как поссорились Елена Ханга с Еленой Ищеевой, страна судачила целый год.
“Это простое женское соперничество”, — заявили сплетники, после того как прошлой весной Ханга не отпустила Ищееву сниматься в рекламном ролике. “Нет, истинная причина кроется глубже. Вероятнее всего, дело в деньгах”, — задумались люди после того, как Ищеева заявила о своем желании покинуть проект. Кастинг новых соведущих для Ханги шел полным ходом, когда Ищеева еще вела эфиры. Откуда-то возникали слухи о том, что светлую сторону ток-шоу представит блондинистый мальчик. И появление в программе Елены Старостиной — “датской” ведущей с ТВЦ — было неожиданным. Контракт с новой партнершей Ханги предусмотрительно заключили не на сезон, а лишь до Нового года. Что и говорить, новая Елена своей предшественнице сильно проигрывала: и внешне, и профессионально. И не успел закончиться год, как история повторилась. Теперь уже за спиной у Старостиной шел кастинг новых девушек для Ханги. Ставку сделали на раскрученную блондинку Дану Борисову. Едва об этом проведало телесообщество, как звезду “Армейского магазина” тут же прозвали НЕленой Борисовой и заговорили о том, что глупые блондинки куда роднее зрителям, чем умные образованные барышни. Елена Ищеева пока занимается семьей. Гендиректор канала Николай Сенкевич уверял, что скучать без дела заслуженно популярной ТВ-ведущей не дадут и вскоре придумают новое занятие. Но руководство сменилось, и прежние обещания оказались забытыми... Такое вот “Домино без принципов”.
МОТИВЧИК года
“Фабрика звезд” имени Аллы, “Народный артист” имени Лаймы и акробатический провал Юли Савичевой на “Евровидении” “звучали” в ушедшем году громче всего остального.
А вообще каналы, на которых прижились выборы кумиров в прямом эфире, даже немного жалко. Они в ответе за тех, кого приучили, даже если на приученных без слез не взглянешь. Впрочем, “Фабрика” Аллы удалась. Для Аллы в первую очередь. Примадонна как-то оживилась, окружила себя молодежью и даже породила слухи о новых фаворитах. У Лаймы все было поскромнее, хотя фавориты оказались куда голосистее “фабричных”. А то, что Юля Савичева со своей акробатикой не рухнула в аутсайдеры “Евровидения”, — чистой воды везение. Наверное, это был не самый плохой музыкальный год.
ТРЭШ года
Потрясения в мире ТВ, вызвавшие у и без того изумленной публики ощущение хаоса и фарса.
ГОСДУМА — разве еще нужны слова?
Прыткие народовольцы, много лет пытавшиеся обуздать рекламу пива, все-таки вцепились в горло своему врагу. Первоначально запретили всякую рекламу пенного напитка до десяти часов вечера. Обрадовались. Но на героической ноте вышел конфуз. Пивные компании слишком много спортивных матчей спонсировали. Поэтому пришлось разрешить спонсорство трансляций спортивных соревнований, а вместе с тем показ в рекламных роликах образов людей и зверушек. На этом депутаты не успокоились и потребовали убрать из дневного и вечернего эфира сцены насилия. А закон написали так, что под определение “сцены насилия” попали и новости из горячих точек, и фильм “Война и мир”, где на Бородинском поле горы трупов. В этот раз вступился президент, попросивший так уж не усердствовать.
ТЭФИ: награжденные, но несломленные
Телеакадемики в этом году напоминали класс строптивых школьников, которые на учителей “бублик крошить” в открытую боятся, а на внутриклассных сходках тешат свою обшарпанную гордость разными выходками. Так на юбилейной десятой церемонии вручения ТЭФИ самые престижные статуэтки “Орфея” достались “униженным и оскорбленным”, то есть уже бывшим эфирным звездам. С картинной печалью на лице и истомой в движениях поднимали над головой свои награды Леонид Парфенов, Савик Шустер, Татьяна Миткова и съемочная группа “Красной стрелы”. Таким образом телеакадемики показали, что для обездоленных в родном цеху всегда найдется хотя бы доброе слово.
“СТЕНКА НА СТЕНКУ”: семья Смыковых против семьи Симпсонов
Ну и, конечно, не могли оставить равнодушными проблемы семьи Смыковых. Их шестилетний отпрыск Костя насмотрелся мультсериала “Симпсоны” и стал подражать любимым героям. Родители “шуток юмора”, почерпнутых из мультика, в упор не поняли и подали в суд на телекомпанию. Оскорбленные в лучших чувствах родители потребовали прекратить показ мультфильма и в качестве извинения согласны были на какие-то жалкие 300 тыс. рублей. Если учесть, что у “Симпсонов” наград “Эмми” больше, чем у многих популярных нынче американских сериалов, семье Смыковых можно только посочувствовать. Отсутствие чувства юмора — большая потеря.
ПРОРЫВ года
На сериальном фронте случился настоящий блицкриг. Военно-патриотический угар, который поначалу воспринимался как чистой воды госзаказ к юбилею Победы, вдруг заинтересовал зрителя, и рейтинги военно-исторических сериалов поднялись до небес.
Возможно, многое объясняют затраты и качество продукта. Никогда еще телесерии не были так похожи на полноценное кино. Главными же бойцами на сериальном фронте выступили два госканала. В ход шли любые методы. Вплоть до контрпрограммирования и срочной замены в сетке одного сериала другим. Несомненными лидерами года стали “Диверсант” на Первом и “Штрафбат” на России. Оба о временах Великой Отечественной. Тему продолжили “Московская сага”, “Дети Арбата” и др. “Менты”, шпионы и разбойничьи приключения отошли на второй план. Интересно, надолго ли?