От России на “Оскар” выдвинули “Ночной дозор”. Новость сначала ошеломила. Потом стало ясно, что члены оскаровского комитета Национальной академии кинематографических искусств и наук проголосовали за “Ночной дозор”, руководствуясь суммой, собранной в прокате, — около 16 миллионов долларов. Доллар — лучший аргумент. Много долларов — много аргументов.
Есть несколько причин, по которым “Ночной дозор” режиссера Тимура Бекмамбетова может как минимум попасть в заветный список в номинации “Лучший зарубежный фильм”.
Итак, первая причина. Поскольку наша страна — перспективный и не до конца изученный рынок для сбыта американской кинопродукции, Голливуд пристально следит за результатами проката на территории России как своих, так и “иных” фильмов. “Ночной дозор”, вышедший на 310 копиях, быстро обогнал мировых кассовых рекордсменов: сначала, по итогам недельных сборов, — “Человека-паука-2”, затем — в общей сумме фильм “Властелин колец. Возвращение короля”, который до того удерживал пальму первенства — 14 миллионов долларов. За океаном считают быстро: Fox покупает первую и вторую части “Ночного дозора” для дистрибьюции по всему миру, за исключением территории бывшего СССР. Теперь Fox будет рекламировать свою покупку, чтобы выгодно продать ее тому же американскому зрителю. “Оскар” — лучшая реклама, поэтому Fox может нажать на свои рычаги в неведомой нам игре, чтобы поддержать наш “Дозор”.
Причина вторая. Американским киноакадемикам может понравиться то, что русские так хорошо выучили их уроки, сняв блокбастер по голливудским канонам. Отличников надо поощрять.
Отсюда вытекает причина третья. Уж сколько писали о кризисе идей в Голливуде. А тут такая свежая кровь — целый мир со своей идеологией. Самое интересное и интригующее у Лукьяненко — что ни добро, ни зло априори победить не может, и главное — поддержание равновесия. За что и ухватился Голливуд, решив создать англоязычную версию “Ночного дозора” со своими звездами. И уже заключен контракт на производство двух сиквелов и ремейка “Ночного дозора” на английском языке с участием актеров из разных стран. Сам Тарантино заинтересовался успехом русского фэнтези и посмотрел его.